Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

Проповедь в день памяти свв. отцов семи Вселенских Соборов

30.05.20

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Память святых отцов семи Вселенских Соборов ныне празднует Святая Православная Церковь. После сошествия Святого Духа в день Святой Пятидесятницы апостолы стали проповедовать Слово Божие по всей земле. Они, будучи живыми свидетелями проповеди Христовой, несли весть о спасении далеко за пределы Римской империи. И семена, которые сеяли апостолы, принесли духовный плод. Много людей принимали крещение, становились христианами. Но, несмотря на это, в первые века христианства появилось множество ересей и различных сект. И Церковь с самого начала своего существования вела борьбу с возникавшими ересями. Цель этой борьбы заключалась в защите чистоты и истинности догматического вероучения. Соборность Церкви, как духовное единение людей, исповедующих веру в Триединого Бога, естественно выразилась в созывании собраний пастырей и мирян святой  Церкви, желающих оградить Христово стадо от хищных волков, которыми и явились многие ересиархи. Так возникло такое явление, как соборы святой Церкви. Позже некоторые из них стали легитимными и получили титул Вселенских. Таких Соборов в истории Церкви было семь.  На них присутствовали представители всех Церквей.

Первый Вселенский Собор состоялся в 325 году в Никее. На нём была осуждена ересь Ария, утверждавшего, что Сын Божий есть только высшее Творение, и что Он не рождён,  а сотворён Богом Отцом. Отцы осудили заблуждения Ария и постановили, что Иисус Христос, рождённый от Бога Отца – истинный Бог и имеет одно существо с Богом Отцом. Также на Соборе были утверждены первые семь членов  Символа веры.

На втором Вселенском Соборе, который состоялся в 381 году в Константинополе, была осуждена ересь Македония, который говорил, что Дух Святой не является Богом, а всего лишь сотворённой силой. На этом Соборе был утверждён догмат о единосущии Святой Троицы, а Символ Веры получил свой окончательный вид.

Третий Вселенский Собор проходил в Эфесе в 431 году. Несторий, который был осуждён на этом Соборе, считал, что Христос был человеком, в котором обитал Бог, а два естества, Божеское и человеческое, были отделимы друг от друга.

Четвёртый Вселенский Собор в 451 году в Халкидоне осудил ересь монофизитства. Евтихий заблуждался в том, что человеческое естество Иисуса Христа было поглощено Божественной природой. Собор постановил, что в Иисусе Христе Божество и человечество соединилось “неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно”.

Пятый Вселенский Собор был созван в Константинополе в 553 году. На этом Соборе были осуждены сочинения Феодора Мопсуетского, Феодорита  Кирского и Ивы Едеского.

Шестой Вселенский Собор 680 года осудил заблуждения монофилитов, утверждавших, что у Иисуса Христа была только одна Божественная воля.

Седьмой Вселенский Собор, состоявшийся в 787 году в Никее, осудил ересь иконоборчества и установил праздник Торжества Православия.

Это была великая эпоха Вселенских Соборов. Через осуждение возникающих ересей создавалось Учение Церкви. Через усвоение догматов формировалось церковное мировоззрение. 

Догмат – это непререкаемая истина, которая не может быть подвергнута изменению или сомнению. Догматы есть выражение Божественного откровения, они являются достоянием Церкви.

Господь наш Иисус Христос навсегда соединился с человеческой природой, исцелил в Себе наше падшее состояние, поэтому Церковь является Богочеловеческим организмом и ведёт человека к обожению.

Приобщаясь учению Святых Отцов, мы можем очистить свой ум, исцелить свою душу. Отцы Церкви, возрождённые благодатию Духа Святого, оставили нам свои богословские труды для того, чтобы мы твёрдо стояли в православии. Если мы правильно понимаем церковные догматы и следуем им в своей жизни, то мы из человека плотского возрождаемся в человека духовного.

Святая Церковь, как заботливая мать, питает нас духовной пищей  вероучительных истин, которые ведут к правильному духовному формированию личности человека, указывая путь к преображению и единению со Христом.

Дорогие братья и сестры, за Божественной Литургией мы едиными устами и одним сердцем произносим Символ Веры и этим свидетельствуем свою преданность и верность Церкви Христовой. И тогда, по слову апостола Павла, жизнь для нас будет «Христос, и смерть-приобретение». (Флп.1:21) Аминь!

священник Сергий Макаров,
настоятель Тихвинского храма г. Ногинска