Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

Проповедь в Неделю о расслабленном

07.05.20

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Христос воскресе!

     Четвертое воскресенье по Пасхе называется Неделей о расслабленном, так как за богослужением мы слышим евангельский рассказ об исцелении Господом Иисусом Христом расслабленного, то есть парализованного, человека (Ин. 5, 1-15).

     Он пребывал в этом страшном недуге тридцать восемь лет. А в Иерусалиме была купальня (бассейн, где совершались ритуальные омовения), называемая Вифезда, что значит «дом милосердия», в которую временами сходил Ангел Господень, возмущая воду, и всякий, «кто первым входил в купальню по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью». В крытых ходах, ведущих к бассейну, всегда находилось огромное количество людей — и тех, кто был болен, и тех, кто пришел вместе с ними, и, вероятно, просто зевак, желающих своими глазами увидеть чудо — народу было много. Но когда Иисус спросил расслабленного, хочет ли тот быть здоров, услышал в ответ слова, которые на первый взгляд кажутся странными: «Не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода».

     Больной находился среди толпы, в которой были не только увечные и калечные, были и здоровые, способные внести его в воду, но — не было человека. Потому что (как ни парадоксально это звучит) человеком человек становится тогда, когда он отворачивается от себя, когда он обращается к другому человеку с желанием ему помочь. И если его сердце наполняется милосердием, любовью, состраданием, человек вырастает пусть и в малой степени в меру своего человеческого звания. Если же в сердце эгоизм, равнодушие, злоба, то человека как бы и нет, хотя людей вроде и полно. И в этом смысле купальня Вифезда оказывается образом нашего мира, где все мы — такие же «больные, слепые, хромые, иссохшие», жаждущие исцеления, но получить его мы можем только тогда, когда рядом с нами окажется кто-то, кто протянет нам руку помощи. Однако это касается и нас самих — рядом с нами всегда есть кто-то, нуждающийся в нашем участии, поддержке, добром слове, в нашей милости.

     Но история исцеления расслабленного — это еще и образ нашей жизни. Мы часто говорим, что очень много важного зависит от нас самих, что без нашего усилия, труда ничего не получится, и это действительно так. Но бывают ситуации, когда от нас как будто уже ничего не зависит, точнее, не зависит от нашей внешней активности, когда обстоятельства как будто сильнее нас. И мы порой не знаем, как нам в таком случае быть — просто опустить руки в унынии и всё? История исцеления расслабленного показывает: так же, как Господь пришел к этому страждущему человеку, тридцать восемь лет находящемуся в болезни, но не впадшему в отчаяние или озлобление, так он придет и к нам, если мы ждем Его, если мы принимаем свое положение с верой и упованием. Он придет и облегчит наши тяготы. Жизнь и состоит из череды ситуаций, когда мы призваны то проявить активность, инициативу, энергию, то, напротив, что-то просто принять и потерпеть. Главное — стараться всегда пребывать перед лицом Божиим. Как сказано в замечательной молитве: «Господи! Дай мне силы изменить то, что я могу изменить. Дай мне терпение, чтобы смириться с тем, что я не могу изменить. И дай мне мудрость, чтобы отличить первое от второго». Аминь.

 

протоиерей Андрей Фёдоров,
клирик Никольского храма с.Макарово