Проповедь протодиакона Сергия Гайдаша
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Торжественно и величественно звучат за каждым богослужением слова, посвящённые Пресвятой Владычице нашей Богородице: "Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим!". Особая радость покрывает каждого человека, каждого молящегося, каждого верующего христианина во время этого песнопения и в этом мы видим образ для подражания. Попробуем посмотреть глубже на смысл слов и природу обладающего нами вдохновения.
Пресвятая Богородица, самая великая среди людей, явила всему человечеству великий образец высоко духовной жизни, особенного миробытия. Откуда мы узнаем об этом, ведь сведения о ее жизни, если обратить внимание на повествование Евангелия, крайне скудны. Мы видим ее при Рождестве Христове, немного в беседе 8-летнего Христа с учителями иудейскими и у Креста, на котором был распят её Божественный Сын. Но в тоже время это-то и дает нам самый ценный урок – урок смирения. Она не желала, не стремилась быть особо выделенной, особо замеченной, она всю посвятила себя делу служения. Всё это в полной мере вместилось в слова: "Се раба Господня, будет мне по глаголу Твоему".
О, чудесная сила смирения, оживляющая, возвращающая человечество в чертоги рая! Трудно осознать великое и благодатное состояние смиренной души, когда окружающая нас действительность вызывает бурю эмоций и море негатива. И невольно мы задаемся вопросом: Как бы соприкоснуться и воспринять частичку того, что имела в себе Пречистая Матерь Господа Бога нашего?
Святые отцы, постигая спасение трудной подвижнической работой над собой, выделяют три степени смирения, вводящих человека в совершенство.
Обрести первое состояние, взойти на первую ступеньку смирения, мы можем, благодаря наставлению, которое слышим за каждой Литургией:
"Блаженны нищие духом". Важно ощутить нищету духа, ощутить свою греховность, увидеть свои ошибки, понять состояние пустоты личного доброделания и, в итоге, принести покаяние. Причём, не мысля это как завершенный этап, а как начало пути, начало чувствования трудности пути без Бога, собственной нищеты, для того, чтобы эту нищету восполнил Сам Господь. Апостол Павел напоминает нам, что "сила наша в немощи совершается"(2Кор.12:7–9). Это только первый образ, первая ступень смирения, и достаточно трудная.
Вторая степень, которая уже может показаться недоступной, была досягаема великими трудами подвижников благочестия, это - мир. Не в том смысле: чтобы не было войны, не было раздора, хотя и это несомненно важно, но в понимании мира, как всеобъемлющего присутствия Божия в человеке. Когда человек на столько смирил себя перед Богом, что сделался его жилищем, его вместилищем. “Пребудьте во мне” (Ин.15:1) призывает нас всех Господь. Как же такое возможно? Отвечая на этот вопрос, понимаем, что только Он, только Господь может дать нам настоящий мир: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин.14:27).
И самая высокая степень - это пребывание в любви. Не в том неприличном понимании, которое сейчас используют многие, а в высоком смысле не только слова, но и жизни. Было бы неправильно говорить, что любви можно научиться или что любовь можно воспитать - нет. Любовь - это великий дар Божий человеку. Подарок тому, кто смирил себя, подобно Иисусу Христу даже до смерти. Осмысливая в этой проекции глубину понятия «любовь», можно усомниться и в том: кому возможно это? Ответим словами Евангелия: "Человекам это невозможно, Богу же все возможно" (Мф. 19:26).
И вот теперь, сделав даже небольшое обозрение подвига смирения, мы видим всю высоту подвига Матери Господа нашего Иисуса Христа! Какое Она имела смирение перед Богом, какой великий Мир пребывал в Ней, какую Любовь она вместила в себе. И действительно, удивляясь, поражаясь, восхищаясь мы каждый раз снова и снова поем слова величия Пресвятой Богородице : "Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим."
Укрепимся в спасительном пути смирения, помощью и заботой Матери Божией. На этом пути пребудем, будем хранить душу нашу, внимая словам просительной ектении: «Прочее время живота нашего в мире (2-я степень смирения) и покаянии (1-я степень смирения) скончати, у Господа просим». Аминь.
протодиакон Сергий Гайдаш,
клирик Богоявленского собора г. Ногинска