Празднование памяти священномученика Николая Широгорова в Ямкино
24 сентября - день памяти Богородского священномученика диакона Николая Широгорова, который служил в Христорождественском храме села Ямкино. В этот день Божественную литургию в храме совершил благочинный церквей Богородского округа протоиерей Марк Ермолаев в сослужении духовенства благочиния.
Диакон Николай Широгоров был арестован 26 ноября 1937 года и заключен в Ногинскую тюрьму. Вместе с ним были арестованы настоятель храма протоиерей Николай Покровский и псаломщик Михаил Амелюшкин. Проведя несколько лет в лагере, приговоренный к 10 годам заключения отец Николай умер 24 сентября 1942 года и был погребен в безвестной могиле. В 2003 г. имя священномученика Николая Широгорова включено в Собор новомучеников и исповедников Российских.
С пастырским словом к молящимся обратился настоятель Петропавловского храма поселка Обухово протоиерей Сергий Решетняк: «Сегодня мы с вами молитвенно совершаем память священномученика диакона Николая Широгорова, который служил здесь, в этом храме, молился перед этим Престолом. И сегодня, мы верим, он также предстоял перед этим Престолом невидимо, но благодатно. Если мы с вами спросим, за какие подвиги его причислили к лику святых? Житие его не доносит до нас, что он был особенным молитвенником или постником, или какими-то другими подвигами прославился, но доносит до нас самое главное: то, что он остался верен Христу перед лицом безбожных гонений , когда каждый верующий христианин пребывал в страхе. Потому, что кругом коса косила, верующих хватали только за одно исповедование Имени Христова. Людей расстреливали и бросали в тюрьмы не за тяжкие преступления, не за убийства, грабежи или насилие, а за только Имя Христово. Чтобы быть христианином, нужно было иметь большое мужество. Спросим: у всех ли такое мужество было? Нет, не у всех. Многие отошли от Христа, от Церкви перед лицом гонений, чтобы сохранить свою жизнь, чтобы сохранить свое благополучие, жизненный статус, и это были и простые верующие, и священники. Вы думаете, все священники пошли на Голгофу? Многие сняли с себя крест, положив его на Престоле, и ушли, чтобы сохранить то, что имеют. У всех семьи, жены, дети, о которых нужно было думать. И у отца Николая было двое маленьких детей, и он тоже о них думал. Но Христос для него был на первом месте, дороже всего, дороже семьи, детей, дороже самой жизни. Он был не один. С ним были арестованы и настоятель храма отец Николай Покровский и псаломщик Михаил Амелюшкин. Они тоже погибли и получили мученические венцы. И вот если мы спросим: в 30-х годах было легко спастись? Достаточно было сказать, что ты христианин и все, полезай в кузов, готово дело, отправляйся в лагерь, и мученический венец тебе обеспечен. А сейчас, кажется, все вроде бы проще для нас стало. Нет гонений, нет преследований за веру, но как теперь спасаться, если мы не умеет нести подвигов, которые прославляются у нас в жития святых? Что же нам теперь делать, как теперь спасаться? А ответ мы ищем в Святом Евангелии. Господь говорит: «Если хочешь спастись, соблюдай заповеди». Но часто бывает, подходят люди на исповедь и ненароком спросишь, а назови-ка Заповеди Божии, которые ты исполняешь. И человек начинает путаться, мяться. Зато вера у нас есть, храм посещаем. Но как определить какая глубина веры у каждого из вас? По внешнему виду невозможно определить. А если вновь начнутся гонения, часть людей, которые стоят в храме, повернуться и уйдут. Не будет той крепости. Помните, как среди 12 учеников Христовых, когда Христос сказал им о предстоящих страданиях, все наперебой говорили: «Господи, я не отрекусь, я с Тобой до конца». И что же, все разбежались, а апостол Петр, самый горячий и ревностный, трижды отрекся. Если апостолы проявляют такую слабость, не говоря уже об Иуде, который предал его за 30 серебряников, что же говорить о нас? Сегодня дай человеку богатства, устоит он перед соблазном или не устоит, выдержит или нет? Многие из вас уйдут за золотыми горами потому, что сейчас насаждается культ богатства, в СМИ только это главная тема: «Живи богато, живи красиво, забудь про Христа, что Он тебе дает? Вот красивая жизнь». Но мы знаем, что претерпевший до конца - тот спасется. И когда мы идем за Христом, то мы должны взять свой крест. И каждый христианин должен понимать: если иду за Христом, то иду на Голгофу. И страданий, искушений, проблем жизненных избежать мне будет невозможно. Почему? Потому, что праведник не может жить в мире безнаказанно, потому что мир ненавидит праведников. Мир хочет, чтобы все были такими же грешниками, чтобы все были причесаны под одну гребенку. И вот когда человек начинает жить богоугодно, праведно, то все кругом на него ополчаются. Одно дело, когда люди на нас ополчаются, другое - когда сатана ополчается. Если люди не могут справиться с праведником, то на него бесы набрасываются и посылают ему такие скорби, что завыть можно. Испытания, болезни, смерть и как все это пережить человеку? Неверующий не может справиться с этими испытаниями, а верующему все возможно. С нами Христос, Сам нам помогает, Сам несет половину тяжести нашего креста, который нам дал. И мы с вами, когда пришли в храм, и прославляем память святых новомученников, то мы их просим, чтобы они, предстоя там перед Престолом Божиим, ходатайствовали о нас. Потому что нам здесь трудно, тяжело. Это кажется, что гонений нет, но внутренне такие испытания Господь дает, что выдержать их очень трудно. Сейчас, мне кажется, спастись труднее. Мы с вами должны укреплять свою веру, чтобы, если вновь начнется гонение на Церковь - не уйти, не отречься, чтобы быть здесь в храме, со Христом. И тогда каждому из нас у Господа венцы уготованы. И тогда каждый из нас сможет быть со Христом, со святыми мучениками и вместе с пресвятой Божией Матерью Богородицей».
По окончании Литургии состоялся крестный ход. Затем протоиерей Марк Ермолаев поздравил прихожан:
«Горячо и сердечно поздравляю вас с праздником, с днем памяти нашего Богородского новомученика диакона Николая, который здесь, в этом храме, обрел путь на свою личную Голгофу, который через верность, твердость исповедания веры православной сподобился святости мученического венца. Когда мы почитаем святых, мы не только вспоминаем их, не только удивляемся и хвалим их качества, которыми они угодили Богу. Но мы должны и подражать им. Не всякому подвигу подражать можно, но воспитывать в себе качества, которые бы сделались залогом того, что мы готовы пойти путем, которым проходили свой жизненный путь святые, обязательно. Древние говорили, что дух творит себе форму. Обычно не бывает так, чтобы человек всю жизнь был нечестивцем, а потом сделался бы героем. На такое надеяться - значит заведомо ставить себя в положение, которое приведет нас к разочарованию. Да, мы знаем, что был разбойник, который свою жизнь провел в беззаконии и в последнем исповедании своем обрел Царствие Небесное. Но делать в своей жизни ставку на то, что и у нас так произойдет, невозможно. Как не может человек, не занимаясь спортом, надеяться на то, что он, когда начнется Олимпиада, поставит мировой рекорд, - а до Олимпиады почивать на диване, физических усилий не прилагать. Так же и в духовной жизни. Подвиг может быть ожидаем только в условиях, когда человек сподвигает себя к чему-то. Мы сравниваем те времена, в которых жили новомеченики Церкви русской, те условия, в которых они пребывали, и наши времена. Мы видим разницу, но не очень большую. Как тогда нужно было заставлять себя преодолевать те условия, которые мешали человеку раскрыть образ Божий, мешали человеку истинно и прямо идти путем спасения, как в те времена были препятствия к тому, чтобы полноценно жить в Церкви, так они есть и сегодня. Они сменили вывеску. Но эти искушения, соблазны, эти преткновения есть. Это страсти наши собственные, это грехи, это иногда стыдливость, это иногда привязанность к земным вещам настолько крепкая, что от земли не можем себя отвязать, чтобы хотя бы немного взлететь к Богу в молитвах. Раскрываем молитвослов, становимся перед иконой, читаем священные слова, а мысли наши в другом месте. Знаем, что необходимо соблюдать пост для того, чтобы причащаться, но ищем себе послабление, находим себе оправдание «у нас обстоятельства», «у нас болезни», «тяжелая работа». И все то же самое, что всегда человек преодолевал, а святые в этом достигали искусства преодоления препятствий в духовной жизни, мы об это очень часто спотыкаемся. Но есть у нас все, чтобы подражать святым, подражать и подвижникам благочестия , подражать даже и преподобным отшельникам, подражать мученикам. Это наша верность, это любовь к Церкви, любовь к Богу, любовь к молитве. Все это каждый из нас не только может, но и обязан как христианин осуществлять в своей жизни. И пусть молитвы наших новомучеников, наших ближайших небесных покровителей - пусть они для нас станут той опорой, опираясь на которую, мы с вами сможем наконец свою жизнь переменить. Отцов нашего благочиния сердечно благодарю за совместную молитву, а вам, братья и сестры, желаю, чтобы вы всем сердцем полюбили храм. Пока не полюбите храм, не полюбите Бога, ничто в жизни не будет приносить настоящего удовлетворения».