Проповедь в день Преображения Господня благочинного Богородского округа протоиерея Марка Ермолаева
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! У каждого церковного праздника есть определенное назначение – через погружение в содержание события или очередное воспоминание той или иной страницы Священной истории соединиться с чем-то великим, превосходящим нас самих по масштабу и могущественным образом, влияющим на нашу жизнь. Так мы соединяемся с Богом и с Вечностью. Соответственно масштабу влияния на наше спасение и важностью события для судеб человечества праздники различаются по своему «разряду». Есть «малые», есть «великие», а есть и «двунадесятые» (так они называются по их числу: 12 в году). Двунадесятые – самые масштабные, поскольку их содержание напоминает нам о важнейших этапах истории спасения человеческого рода. К их числу относится и Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
В Евангельском повествовании Преображение Господне состоялось перед тем, как Иисус Христос отправился в Иерусалим на вольные страдания и смерть. В этот же хронологический период Священной истории, но несколько ранее, апостол Петр на вопрос Спасителя, за кого принимают Его люди, отвечает: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16:16). Преображение во Славе Иисуса Христа описывают евангелисты Матфей, Марк и Лука. Вспомним вкратце последовательность развертывания этого события. Христос с тремя учениками Петром, Иаковом и Иоанном взошел на гору, где преобразился. Его лицо и даже одежды начали светиться и блистать невероятным сиянием. В это время явились пред Иисусом древние пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним. Ученики ощутили особенный восторг, и Петр предложил даже поставить в этом месте шатры (палатки), чтобы остаться там надолго. Вдруг некое облако осенило их, и из него раздался глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте» (Мф. 17:5). Ученики испугались, пали ниц, но Христос их успокоил прикосновением и словами: «Встаньте и не бойтесь» (Мф. 17:6).
Чтобы усвоить смысл этого праздника, нужно ответить на вопрос: «Для чего преобразился Христос?» Поскольку Преображение свершилось перед кульминацией всей Священной истории – Смертью и Воскресением Самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, то при поиске ответа нужно связать все три события единым смыслом, а значит, осознать, Кто здесь главное действующее Лицо!
Среди современных апостолам иудеев бытовало заблуждение, что Мессия должен стать земным царем, народным вождем, национальным героем. Они ошибочно ждали от Его воцарения земных выгод и привилегий перед другими народами. Тень присутствия подобных мифов в своем сознании демонстрировали Христу и Его ученики. Через Преображение Господь открывает апостолам, а с ними и всем нам Свою Божественность. Это важно было знать ученикам, ибо им предстояло увидеть Его на Кресте!
В церковных гимнах мы много раз встречаем мысль, что ученикам Господа Преображение открыло тайну о том, что Христос есть Сын Божий, Отчее Сияние. Из этого необходимо вытекает, что Голгофа – это не поражение и позор Мессии, а добровольная Жертва во спасение всех людей, ибо Сын Божий един с Богом Отцом. В Евангелии есть такие слова Иисуса Христа: «Видевший Меня видел Отца»(Ин. 14:9). Это значит, что сияние, которое увидели ученики во время Преображения, есть Слава Божия, и дела их Божественного учителя – Божии!
Еще одно чрезвычайно важное обстоятельство, почему нам необходимо твердо знать, Кто такой Иисус Христос, открыто в Евангелии! Спаситель говорит: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Вот в чем оказывается заключается истинная жизнь – в знании Бога! Не в продолжительности земных дней, не в бытовых или социальных условиях, даже не в пресловутой самореализации, о которой так часто говорят люди, а в знании Бога! По милости Всевышнего это знание доступно каждому человеку. Оно открывается нам в правильной духовной жизни, в опыте личной мотивы, в участии в Таинствах Церкви. Все это, при нашем усердии, благодатью Божией дивным образом преображает нас и нашу жизнь и делает нас не только свидетелями, но и участниками Вечной Жизни в Боге и Спасителе нашем Иисусе Христе! Аминь!