Проповедь на Неделю 7-ю по Пасхе
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня совершается память святых отцов-участников Первого Вселенского Собора. Собор - это собрание пастырей и учителей Церкви для утверждения истинного христианского учения.[1] В 325 г. в г. Никея отцы собрались по совершенно определенному поводу – остановить проповедь лжеучителя Ария. Он, по сути, отвергал веру в Божество Господа Нашего Иисуса Христа. Он говорил, что «было время, когда Сына не было»[2]; что Сын, хоть и высшее, но, все же, творение; что Дух святой есть творение Сына. Можно сказать, что арианство крайне упрощало христианское учение. Из-за этого оно было весьма привлекательно для простых недостаточно образованных людей.[3]
Церковь наша именуется апостольской. Мы поем об этом каждую Литургию. Это означает, что мы имеем от святых апостолов преемство веры.
Так вот, АПОСТОЛЫ ТАК НЕ УЧИЛИ!
Это самая главная причина того что арианство было признано вреднейшей ересью и единодушно осуждено отцами Церкви. Между тем среди участников возник спор, каким термином выразить равенство Бога-Сына и Бога-Отца. Воспользовались словом «омоусиос» - «единосущный». Оно означает, что и Отец и Сын и Святой Дух во всей полноте обладают Божественной Сущностью. То есть и Отец – Бог, и Сын – Бог и Дух Святой - Бог. И никак не может быть иначе.
Иной христианин может сказать: «Зачем мне все это знать и понимать? Пусть этим занимаются богословы, священники… Главное ведь всех любить».
От того как мы веруем напрямую зависит наша духовная жизнь. Если мы не признаем Сына равным Отцу, значит на Кресте за нас умер не Бог. А если так – то мы не спасены, потому что исправить последствия грехопадения мог ТОЛЬКО БОГ, ставший человеком. Если в духовной жизни исходить из арианской предпосылки, придется выбрать один из двух путей. Или признать то, что человек не спасен и жить «на полную катушку», «брать от жизни всё», а затем умереть без надежды на воскресение. Или признать, что человек может спастись и без Божественной помощи. Во втором случае человек, кстати, может вести весьма благочестивую жизнь. Много молиться, усердно поститься, принимать на себя иные подвиги. Так сказать, зарабатывать себе спасение. Не так уж мало и в современности таких «работников», или тех, кто «замаливает свои грехи». Между прочим, сам Арий был очень благообразным человеком, многим христианам, особенно женщинам, по-человечески нравился.[4] Второй путь ведет к внутренней гордыне. Такому аскету Бог, в сущности, не нужен. Если быть полностью последовательным, можно вообще не выстраивать с Богом личные отношения…
Из отцов собора особенно примечателен святитель Афанасий Великий. Правда, в 325 году он был еще довольно молодым человеком, архидиаконом Александрийской Церкви. У него даже не было права голоса. Но он очень активно участвовал в спорах, которые и определили формулировки Никейского Символа Веры.
После собора спокойствия в Церкви больше не стало. Арианские епископы надолго одерживали верх в церковном управлении. Святителя Афанасия 4 раза изгоняли с Александрийской кафедры и он каждый раз возвращался для того, чтобы учить людей истинной вере. В 350 году он вообще остался единственным православным епископом в Восточной Римской империи. И даже это его не смущало и не заставило умолкнуть. С него нам необходимо брать пример стойкости в вере и противопоставления себя, когда это нужно, миру.
С праздником!
[1] Пространный Христианский Катихизис Православныя Кафолическия Восточный Церкве. Белосток, 1990 (репринт), с. 18.
[2] Socratis Scholastici. Historia ecclesiastica // PG. Т. 67. Col. 42B. Рус. пер. см.: Сократ Схоластик. Церковная история пер. СПбДА под ред. И.В. Кривушина. М., 1996. С. 10. Кн. 1. Гл. 5.
[3] Давыденков Олег, прот. Догматическое Богословие. https://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie/5_15_4#note398
[4] http://www.erlib.com/Антон_Карташев/Вселенские_Соборы/2/
священник Артемий Колягин
клирик Богоявленского собора,
г.Ногинск