Проповедь на Неделю пятую по Пасхе
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Пятая неделя по Пасхе посвящена беседе Иисуса Христа с самарянкой в самарийском городе Сихарь у колодца патриарха Иакова (Ин. 4, 5-42). Самария – это область Палестины, которая находилась между Галилеей и Иудеей. Жителей этой местности называли самарянами. В 725 году до Р. Х. ассирийцы начали завоевывать палестинские земли. Спустя несколько лет Самария пала. Как часто бывало при различных войнах порабощенный народ, который захватывали завоеватели, старались ассимилировать. Часть евреев переправили в Ассирию, а на свободные места, поселили язычников, которые смешались с остатками местного населения. Так, невольно, те евреи, которые не были взяты в плен, стали предателями веры в глазах других евреев, впоследствии вернувшихся из ассирийского плена, но сохранивших самоидентичность и чистоту веры без примеси язычества.
И вот однажды, по прошествии не одной сотни лет, этой областью проходит Иисус Христос и останавливается в городе Сихарь. Когда-то этот город был столицей Самарии и назывался Сихем, но позже от правоверных евреев в насмешку получил название Сихарь (с еврейского Сихарь переводится как «пьяный город» или «город лжи»).
Как повествует Евангелие, Христос, сел у колодезя. Было около шестого часа. К колодцу приходит женщина почерпнуть воды. Иисус обращается к ней с просьбой: «Дай Мне пить…».
Евангельский шестой час по нашему времяисчислению – полдень. Утомившийся от зноя Спаситель, будучи Человеком, естественно захотел пить. На Востоке люди приходили за водой утром, так как днем стояла невыносимая жара. Во время прохлады успевали набрать воды на день. Знакомые встречались друг с другом, а поскольку колодезь был один, кому-то приходилось ждать. Во время ожидания разговаривали, делились новостями. Но в полдень, место у колодца было всегда пустынным. Приход женщины в это время, когда все спрятались от жары, говорит о том, что она избегала людей, и как видим дальше из Евангелия, тому были причины, так как она вела грешную жизнь и, видимо, о ней сплетничали и ее порицали.
Женщина Самарянская говорит Ему: «Как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? Ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются...».
Нужно заметить, что для еврея общение с самарянкой – что-то выходящее за рамки приличия, потому что благочестивые евреи считали, что женщины из Самарии нечисты уже с рождения и самаряне оскверняют все к чему прикасаются. Если вспомнить Ветхий Завет и жизнь праотцев, то у колодца встречались Исаак и Ревекка, Иаков и Рахиль; их встречи закончились супружеством. Христос пришел на землю для того чтобы спасти людей, и эта женщина, живущая блудной жизнью, олицетворяет собой все падшее человечество. Господь любит человечество как жених невесту и призывает его, таким образом, к супружеству с Ним, а не с грехом.
Разговор продолжается… и Мудрый, но неизвестный Самарянке Собеседник, вместо воды из колодца, временно утоляющую жажду, предлагает ей иную Воду – «Живую». Женщина видит, что это не просто путешествующий еврей, заговоривший с ней от скуки, но Кто-то намного больше праотца Иакова, который выкопал этот колодец.
Согласно пророчеству Ветхого Завета (Иез. 47), живительная вода будет обильно изливаться только из Иерусалимского храма, что должно стать чудом начала обновленной жизни для всех евреев. Когда-то, в ветхозаветные времена, только в Иерусалимском храме человек мог приобщиться к Богу, но теперь, через Сына Божия, мы восходим в единение с Небесным Отцом. В Евангелии от Иоанна много раз говорится о том, что новый Храм – это Христос. Поэтому не так важно конкретное место поклонения Богу, про которое беспокоилась самарянка. Христос явил, что не храм в Иерусалиме, а Он Сам является Источником, из Которого уже течет предсказанная пророками благодатная живая вода, только бери и пей…
У Самарянки было пять сожителей, и она живет с шестым. Христос показывает женщине, что Ему известна вся ее жизнь…
Здесь кроется еще одна разгадка Ветхого Завета. В 4 книге Царств (17, 24-41), говорится про пять народов, которых расселил Ассирийский царь среди самарян, и из-за этого они откололись от остального еврейского народа. В таком свете беседа Христа выходит за рамки личной жизни женщины. Акцент разговора смещается на судьбу народа, который потерялся, стал блудить и изменил Единственному своему Супругу – Богу. Во Христе судьба одного народа приравнивается к судьбе всего человечества. И Он, Христос, пришел восстановить отношения Бога и человечества, все священные места иудеев и самарян в Нем теряют свой смысл, так как они лишь приготавливали эту встречу.
Иисус отвечает женщине: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу...».
Беседа Иисуса Христа с самарянкой привела к тому, что проповедь Спасителя оказалась среди самарян услышанной. Презираемые иудеями самаряне просили Иисуса остаться – и Христос пробыл с ними два дня. Так, Христос через Себя восстановил отношения в одном израильском народе, чтобы и остальные народы восстановили отношения через Него. Тогда становится не важным, кто ты есть – еврей или араб, грек или римлянин, француз или англичанин, все во Христе один народ – Божий! А женщине той говорили: «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос...».
Аминь!
священник Олег Сиротенко
клирик Богоявленского собора,
г.Ногинск