Проповедь на Неделю четвертую по Пасхе
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В Неделю четвертую по Пасхе Православная Церковь воспоминает исцеление расслабленного, то есть парализованного человека – чудо, которое Христос совершил в Иерусалиме, возле Овчей купели, называемой Вифезда (Дом милосердия).Само исцеление было лишено каких-либо внешних эффектов, Господь очень просто спросил расслабленного: «Хочешь ли быть здоров?» - и услышав утвердительный ответ, так же просто сказал: «Встань, возьми постель твою и ходи». И неизлечимый больной, страдавший 38 лет, «тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел». (Ин.5:6-8). В этой внешней простоте великого чуда вновь открылось Божественное достоинство Христа Спасителя – Владыки жизни.
Но обратим внимание на самого расслабленного. Слова Господа, обращенные к нему: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14) – указывают на то, что получивший исцеление человек раньше не был праведен, на то, что болезни телесные могут быть следствием греховной жизни, духовного расслабления. Из Евангелия мы не узнаем ничего о том, что же совершил этот человек, прежде чем заболел. Очевидно, не это важно для нас. А что же важно? То, как он вел себя потом. Представим себе это место, эту Овчую купель. Раз в год там совершается чудо: ангел возмущает воду в купели, и первый, кто погрузится в эту бурлящую воду, получает исцеление от своего недуга. Там множество народу, каждый ждет заветного момента и старается успеть первым. И тут же этот расслабленный, который не может ходить, и у которого нет помощников, кто мог бы отнести его к воде. И это продолжается не год, не два – 38 лет! На что рассчитывает этот человек, на что он может надеяться? Это же неразумно, нерационально, просто лежать там вот так из года в год и ждать… чего? Возможно, это просто неосознанное стремление быть там, где присутствует благодать Божия, возможно, ожидание неподвластного расчёту и разуму чуда. Но как бы то ни было, мы видим, что он дождался своего чуда. При этом он удерживается от уныния, озлобления и ропота, он не хулит Бога и не бунтует против Него. Он просто приблизился к Богу, насколько смог, и уже не отступал – и Бог пришел к нему Сам.
В этом году на Неделю четвертую выпало и празднование памяти праведного Иова Многострадального. В отличие от иерусалимского расслабленного, Иов был действительно праведен, и потому нельзя сказать, что его беды – это следствие его грехов. Его жизнь, полная веры и любви к Богу, которых не смогли разрушить самые тяжкие страдания, являет нам также и пример того, что невозможно человеку знать судьбы и суды Божии. Как часто мы пытаемся рационально объяснить происходящее в нашей жизни и вокруг нас: «Это вот произошло со мной, потому что…», «Это ему за такие-то дела…», «Это у нее по грехам…», «Не надо было делать то-то, тогда бы и…». И как часто эти рассуждения полны страстей: осуждения, гнева, кажущегося нам праведным, или бесплодного сожаления, переходящего в отчаяние. Но все это не имеет смысла, потому что мы не всеведущи, и не можем знать ответов на все эти «почему» и «за что». Нам остается «внимать себе» - именно такой ответ получил от Господа преподобный Антоний Великий на свои вопрошания о том, почему одни здоровы, другие больны, одни богаты, другие бедны и так далее. Но что это значит – внимать себе, что мы можем в этих рамках? Не так уж мало, на самом деле. Мы можем помогать тем, кого видим в тяжелом положении, в горе, бедности или болезни: помогать своими трудами, силами и средствами, если они у нас есть, - а если нет, то просто добрым словом, теплым сочувствием, и, наконец, молитвой. Мы можем не изводить себя бесплодными мыслями о том, что уже произошло, а взять и прямо сейчас сделать что-то созидательное. Мы можем выбирать между ленью и трудом, между удобным «а что такого, все так делают» и следованием заповедям Божиим, - и этот выбор мы делаем по многу раз в течение каждого дня нашей жизни.А самое главное, мы можем - и должны! - работать над своей душой, бороться с омрачающими ее грехами и греховными страстями, растить в ней веру, доверие и стремление к Богу, живую молитву.
Будем же тверды, верны и смиренны в своём уповании на Бога; добрые примеры такого упования, такого «неразумного», не подкрепляемого доводами рассудка упорства веры мы видим и в праведном Иове, и в евангельском исцеленном расслабленном.
Аминь
протоиерей Михаил Ялов
настоятель храма великомученика Пантелеимона,
Электросталь