Проповедь на Евангельское чтение Недели первой Великого поста
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Сегодня за литургией мы слышим историю об удивительном обращении Нафанаила – человека, которого приводит ко Христу Филипп, его друг. Вокруг Иисуса уже начинают собираться ученики. Андрей и Иоанн приходят, услышав об Агнце Божием из уст Иоанна Крестителя, Петра приводит к Спасителю его брат Андрей, Филиппа находит Сам Господь. Будут и другие ученики, среди которых окажется Иуда Искариот… Но сейчас их всех объединяет лишь одно – они ищут Бога, и Он открывается им.
Иисус идет на север страны, в Галилею. Население там было смешанное – греки, сирийцы, евреи. Среди евреев было немало тех, кто с годами ассимилировался в языческом обществе. Незадолго до этого в Вифаваре (место, где крестил Иоанн) будущие апостолы, а пока еще робкие ученики Андрей и Иоанн, желая поговорить с Учителем, спросили Его: «где Ты живешь?». На что Он ответил им: «Пойдите и увидите».
Они пробыли с Иисусом до вечера. Евангелист умалчивает, о чем шла беседа, но на другой день Андрей спешит к своему брату Симону и уверенно заявляет: «Мы нашли Мессию».
Филиппу Христос просто скажет: «иди за Мной». И этот призыв рефреном проходит через весь этот библейский отрывок – надо пойти за Христом, чтобы увидеть Истину.
Слова Господа «иди за Мной» действительно преображают будущих учеников, заставляют оставить свои дома и последовать за Учителем. Филипп, как чуть раньше и Андрей, тоже не может удержать в себе эту потрясающую новость, и спешит поделиться радостью со своим другом Нафанаилом. «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета», - сообщает он. Филипп представляет Мессию, как о сына ремесленника, ведь для всех Он таковым и является, а вот отсылка к Закону Моисея дает возможность предположить, достаточное знание Писания у Филиппа.
Но друг недоверчиво качает головой: «из Назарета может ли быть что доброе?»
Действительно, Назарет, времен земной жизни Христа, был захолустным, мало значащим городком, где едва ли насчитывалось 200 жителей. Этот городок считается родиной Христа, хотя родился Он в Вифлееме. Но здесь Иисус провел Свои детские и отроческие годы.
Совсем недалеко от Назарета находилась столица Галилеи – город Сепфирис, построенный на пересечении важных торговых путей Римской империи. Ученые считают, что здесь расселилась часть евреев, вернувшихся из Вавилонского Плена, которые в основном были потомками царя Давида. Именно поэтому, по мнению исследователей, здесь жили Иосиф и Мария, оба принадлежащие к этому роду. Есть и такое мнение, что жители Сепфириса – потомки царского рода не очень-то общались со своими простыми сельскими родственниками, поэтому существовала такая поговорка: «Из Назарета может ли быть что доброе?». Это выражение очень похоже на то, что сегодня можно услышать о Христе от «христиан», не читавших Евангелие, либо слышавших не слишком верный его пересказ: «что там может быть интересного?».
Но весьма возможно, что в сегодняшней истории Нафанаил произносит эти слова, наоборот, потому, что он тщательно изучал Священное Писание и знал, что Мессия должен быть родом из Вифлеема. Интересно и то, что Филипп ничего не доказывает своему другу, а говорит ему такими же словами, которыми его самого и других учеников призвал Христос: «пойди и посмотри». Это значит, что он уже действительно стал учеником Иисуса. Много лет спустя апостол Петр в своем послании скажет: «Говорит ли кто, говори, как слова Божии...» (1 Петр. 4:11).
Нафанаил прислушался к этим словам, встал и пошел знакомиться с Иисусом. Есть такое арамейское слово «одод», означающее опытное познание, так вот со Христом надо обязательно встретиться, чтобы познать Его опытно, недостаточно просто что-то слышать о Нем. У Нафанаила хватает разума и честности, чтобы составить собственное мнение о Том, о Ком рассказал его друг, и чего очень часто не хватает нам.
"Вот, подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства", - такими словами Иисус встречает нового ученика.Это похоже на похвалу, ведь в псалме сказано: "Блажен человек, которому Господь не вменит греха и в чьем духе нет лукавства" (Пс. 31:2).
Удивление Нафанаила еще более возросло, когда Учитель открывает ему сокровенные вещи: «Я видел тебя под смоковницей». Это необычное видение остается тайной, и есть разные мнения на этот счет. Но большинство святых отцов считает, что Нафанаил в тот день молился под смоковницей как раз о приходе в мир Мессии, и, как ответ на свою молитву, почувствовал Божие присутствие. Господь слышит каждого из нас, если мы искренне обращаемся к Нему.
Такое сокровенное знание о нем пронзили самую душу Нафанаила и рассеяли всякое сомнение. Поражает способность этого человека изменить свое мнение о Христе, принять Его как Мессию и последовать за Ним. Мы видим это из его тройного обращения: «Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев, т.е. он сразу признает Христа как Учителя, Мессию и будущего Царя Израиля.
Спаситель говорит ему: «увидишь больше сего…истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому», - это значит, что пока ученики еще слишком мало видели и не успели прикоснуться к тому главному, о чем будет возвещать Христос.
Как может человек увидеть Ангелов? Это возможно лишь тому, кто сумеет заглянуть в свое сердце, очистив его покаянием. Святые отцы считали, что тот, кто помнит о нисхождении во ад, будут помнить о том, как вознести свои мысли к престолу Божию. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
Аминь!
протоиерей Сергий Поддубный
настоятель Вознесенского храма,
г. Электросталь