Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

Проповедь священника Игоря Кузьмина в Неделю о Страшном суде

27.02.19

Во Имя Отца, и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сёстры, приближается Великий Пост, сегодня мясопустная неделя (неделей в данном случае называется Воскресный день), именуемая ещё неделей о Страшном суде. И это потому, что по давней литургической традиции сегодня читается Евангелие от Мф 25;31-46, содержащее Откровение о Божественной Парусии и Страшном суде Божием.

Страшный суд, значит Великий. Так иногда в Писании говорится о Боге, что Бог страшен, и это означает – Велик. Страшный суд,- судьбоносное для человечества событие. Изображено оно в Евангелии языком притчи, в самом начале которой мы слышим:

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей…».

На Суд будет призвано всё человечество.  Поэтому мы слышим, что «соберутся перед Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов…», не по национальному или конфессиональному признаку, не по признаку даже наличия веры или её отсутствия.

Каковы же критерии Божии? Кто окажется по правую сторону, и кто по левую?  Кто будет оправдан на Великом суде Божием, и кто осуждён? Кто услышит «наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира…»?

Из притчи следует, что восторжествуют те, которые добры, милосердны, сострадательны, человеколюбивы: «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне…». Но тогда праведники всех времён «… скажут Ему в ответ: Господи! Когда…» это всё могло произойти? «… И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.»

Вот единственный критерий, предъявляемый Богом на Суде.  Это значит, что Ему более всего угодно, наше единение в любви. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга…» (Ин13:34).

В этой же 25-й главе, непосредственно перед притчей о Страшном суде, Господь рассказывает притчу о талантах. Её нужно понимать так, что и сама жизнь даётся всякому человеку, как талант, как дар Любви Божьей, и этот талант нельзя закопать в землю. Страшный суд будет последним и окончательным, ибо результатом его становится безапеляционный приговор: пойдут грешники «в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».

Страшный суд подводит итог жизни, впрочем, нужно заметить, что итог жизни подводит также обычная человеческая смерть.  Поскольку жизнь одна, то стало быть и уникальна, закончится, и ничего уже не исправишь.

Поэтому нужно спешить делать добро. Этому помогает человеческая совесть. Всем нужно жить по совести, которая всегда, как бы предварительный суд. Совесть, по слову отцов, как бы голос Божий в человеке, указывающий верный путь и обличающий всякую неправду.  Поступающий не по совести, т.е. безнравственно, грешит против человека и против Бога.

Возрастать в любви, это главная целожизненная задача для всех людей. Конечно, особый спрос с тех, кому больше дано, т.е. с нас христиан. С тех, которые, избрали Сына Человеческого своим учителем. С тех, кому Он поручил свидетельство, призвал быть светом и солью в этом мире, с тех, которые составляют Церковь Христову, Церковь Святого Духа.

Все мы имеем дар Духа Святого, плоды Которого, по слову апостола Павла: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие…» (Гал 5:22). Поэтому Церковь есть училище Любви, созидаемой в постоянном совместном служении, общении, взаимопомощи. Так должно быть. Но не будем выдавать желаемое за действительное. К сожалению, многие из нас, предпочитают индивидуализм, замкнутость, полагая, что достаточно самому очиститься, принося Богу на исповедь свои грехи, время от времени причащаться, обязательно собороваться и, иногда, в основном по праздникам, приходить на службу… Очевидно, что этого крайне недостаточно. Услышим же сегодняшнюю притчу!

Великий Пост призван быть мощным средством покаяния и преображения. Смысл и сила его в том, что он совершается соборно, а главным его содержанием является отказ от себя и помощь другому. Пусть же грядущая святая Четыредесятница научит нас, в первую очередь, милосердию и деятельной любви, и стало быть, ни для кого из нас не пройдёт впустую!

Аминь.


священник Игорь Кузьмин,
клирик Вознесенского храма,
г. Электросталь