Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

Семинар для работников ДОУ в рамках Рождественских чтений в Черноголовке

06.12.18

6 декабря настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское протоиерей Игорь Гагарин принял участие в семинаре для педагогических работников дошкольных образовательных учреждениях в рамках XVI Московских областных образовательных Рождественских чтений. Тема семинара: «Актуальные вопросы воспитания детей дошкольного возраста и пути их решения».

В своем выступлении протоиерей Игорь Гагарин отметил:

«Тех, с кем вам приходится работать, и молодежью трудно назвать, они только начинают жить. И в тоже время я глубоко убежден, что сейчас, в том возрасте, в котором пребывают дети – ваши воспитанники, и происходит самое важное. Характер человека формируется в самые первые годы жизни, и то, что не заложено в эти годы, бывает очень трудно вложить в более поздние годы. С одной стороны, людям свойственно пренебрегать этим возрастом, мол, что с них еще возьмешь, они ничего не понимают, они такие маленькие, вот подрастут и будут разбираться, будем им объяснять. И как раз упускается, может быть, самое драгоценное время. Мы в Церкви именно поэтому пришли к крещению детей. Всегда возникал вопрос: «Ведь в Крещении человека главным является его сознательная вера, а у детей еще никакой веры нет, как же мы их крестим?». С одной стороны это правильно, а с другой, мы понимаем, что если мы упустим самые первые годы, то есть опасность никогда их не наверстать. Потому что вкус человеческого сердца, - а у сердца есть вкус, - формируется именно в эти годы. Если мы говорим о воспитании, то у этого понятия есть две стороны. Воспитание человека, то есть его совершенствование, формирование прекрасного человека. Есть воспитание, а есть самовоспитание. Я думаю, что наше воспитание, не маленьких детей, а наше с вами воспитание идет всю жизнь. Нас воспитывают обстоятельства жизни, наши несчастья, трагедии, наша радость, наши удачи. И пока человек живет, он формируется, что-то в нем меняется. Очень ценно, если человек в этом процессе не является пассивным, не его формируют, а он формируется сам. Раньше, когда я мало что знал о вере, в 80-е годы, часто звучало слово «духовность» . Но раньше духовность была тождественна понятию нравственность. С другой стороны, понятие духовность – это как бы «принадлежность» церковного человека. На самом деле, то и другое - крайность. Духовность - это не всегда религиозность. Можно быть религиозным человеком, но совершенно бездуховным. Можно быть человеком, который к вере не пришел, но который имеет очень серьезное духовное начало. Есть три способа жизни: жить, чтобы жить. Человек не ставит перед собой никаких вопросов, живет, как живется, плывет по течению. Второй тип жизни - жить, чтобы жить лучше. Человек ставит перед собой цели, задачи, но эти цели определяются ценностью того что с ним происходит, будет ли ему лучше от этого. Если будет от этого лучше - буду делать, если нет, то зачем это нужно. Третий тип: жить, чтобы быть лучше. Этот третий уровень, это и есть духовность. Для человека самое ценное то, что может его сделать лучше. Человек, который все, что с ним в жизни происходит, оценивает именно с этой точки зрения: сделает ли это его лучше. Это единственный достойный человека путь. Очень часто есть ситуации, когда нам хуже, но мы от этого будем лучше, и наоборот. Когда это касается маленьких детей, мы этого не понимает, особенно родители. Часто взрослых волнует не то, чтобы вырос совершенный человек. Как я вижу цель воспитания? На мой взгляд, воспитание-это предтеча самовоспитания. Понятно, что у ребёнка никакого самовоспитания нет, родители хотят, чтобы он был лучше, но по мере того как человек взрослеет, постепенно к деланию родителей должно примешиваться его собственное желание стать лучше. Сначала только воспитание, но чем старше становится ребенок, тем меньшую в его формировании играет роль воспитание, тем большую - самовоспитание. И в конце концов я как родитель, как учитель должен знать, что наступит момент, когда я сделать уже ничего не смогу. То, что я смог в него вложить - я вложил, а теперь, если я завел в нем машину самовоспитания, и я знаю, что он уже и без меня пойдет, он и без меня будет продолжать работать над собой, то я как учитель и родитель свое дело сделал. Самая большая задача как мне кажется, для меня как отца, дедушки, педагога постараться вложить в душу ребенка желание быть лучше, чем он есть. Важно быть лучше того кем ты был вчера».