Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

Притча о неразумном богаче

03.12.18

В повседневной жизни нам периодически приходится сталкиваться с необходимостью принимать те или иные решения. Конечно же, хотелось бы, чтобы эти решения были благоразумны и приносили пользу. Об одном человеке, которому тоже нужно было принять решение, сказал притчу Иисус Христос.

У некоторого человека уродился хороший урожай. Такой, что его невозможно было уместить в имеющиеся у него житницах. Он стал размышлять, что ему делать, и принял такое решение: старые житницы сломать, построить новые, и в  них сохранить своё богатство. И тогда у него будет много добра на многие годы, он сможет есть, пить, веселиться, находиться в полном покое и благополучии. Теперь прервем притчу и подумаем, как, основываясь на уже сказанном, современный человек назвал бы эту притчу? Наверное, «Притча о благоразумном богаче» или «Притча о хорошем хозяине». Нет, это притча называется по-другому – «Притча о неразумном богаче». Для многих современных людей, не знающих смысла этой притчи, название, наверное, покажется странным.  Чем же плох этот богач? Ведь он получил урожай благодаря собственному труду, из притчи не видно, чтобы он был злым или нечестным по отношению к кому-либо. Да и многие люди в настоящее время сами живут по такому принципу и не видят в этом ничего плохого. Что же говорится в притче дальше? Бог говорит богачу: «безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя (т. е. ты умрешь); кому же достанется то, что ты заготовил?» В заключение притчи Господь сказал: «так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».

Почему же Бог назвал богача безумным? Если рассудить с житейской точки зрения, с точки зрения личного комфорта и благополучия, богач поступил разумно. Но ведь у человека есть гораздо более высокая цель – это любовь. Именно она наполняет душу человека и смыслом, и радостью, которая ни в какое сравнение не идет со всеми удовольствиями мира сего. Любовь сопровождает человека в вечность, где будет не просто радость, но радость неизреченная, то есть, такая радость, которую здесь, на земле мы и представить себе не можем, поскольку у нас нет такого опыта. Богач решал вопрос: «Что мне делать?» Наверняка где-то рядом были люди, которые тоже ставили для себя этот вопрос: «Что мне делать?» Только у них речь шла не о том, куда деть свое богатство, а о том, как прокормить семью, во что одеть и обуть детей, где найти средства, чтобы помочь своим больным близким. У богача была хорошая возможность пополнить и свою  душу, и свою небесную копилку нетленным богатством - милосердием к ближнему. Но об этом, очевидно, он даже и не подумал. Он забыл и о том, что богатство - это дар Божий, которого он бы мог и не получить. И дары Богом даются не для того, чтобы человек их накапливал и единолично ими пользовался, а для того, чтобы с помощью его творить самое главное дело Божие - умножать любовь. Неразумие его столь велико, что он сам себе определяет долголетнюю жизнь, как будто это в его власти: «много добра лежит у тебя на многие годы». Венчает неразумие богача цель его жизни: ешь, пей, веселись.Здесь только личные потребности, отягощённые похотями чревоугодия,  увеселений и распутства. Какой плод его жизни? Принесет ли он в этот мир хотя бы искорку света, любви, доброты?  Перспектива его жизни в этом отношении выглядит несколько мрачно. Возможно, поэтому Господь и изрекает: «в эту ночь душу твою возьмут у тебя». В этой фразе показательно слово «возьмут». Человек праведный стремится к Богу, переход в вечность для него – возвращение в Небесное Отечество, поэтому он с радостью покидает пределы земного мира. Для грешника, у которого главная отрада в жизни – земные удовольствия, переход в вечность ужасен, поскольку для него там уже не будет возможности «есть, пить и веселиться». Поэтому душу у грешника забирают против его воли.

Каждому живущему на земле человеку, в том числе и нам,  Господь дал свободную волю и возможность выбора, по какому пути идти. Один путь узкий, он ведёт к любви и вечной радости - это путь благочестия. Другой путь широкий – ввергнуть свою душу в пучину страстей, путь, ведущий к пустоте и погибели. Господь сказал эту притчу своим ученикам, а значит, и нам. Поэтому каждому человеку, желающему  идти по пути благочестия, полезно поразмышлять над этой притчей и подумать о том, по какому пути он идет, к какому богатству стремится - в небесной сокровищнице или в земных житницах.

протоиерей Виктор Дорофеев,
настоятель Покровского храма,

село Кудиново