Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

Открытие XVI Московских областных Рождественских образовательных чтений

23.11.18

23 ноября во дворце культуры имени К.Маркса  городского округа Электросталь состоялось открытие XVI Московских областных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Молодежь: свобода и ответственность».

В торжественном мероприятии приняли участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, первый заместитель министра образования Московской области Н.Н.Пантюхина, викарные архиереи Московской епархии, члены Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией, представители системы образования Московской области, члены Епархиального совета, благочинные церковных округов, председатели и секретари Епархиальных отделов и комиссий, члены Епархиального отдела религиозного образования и катехизации.

Участников собрания приветствовал глава городского округа Электросталь Владимир Янович Пекарев.

Затем к собравшимся обратился митрополит Ювеналий: «Возлюбленные братья и сестры!

С радостью приветствую Вас на открытии Шестнадцатых Подмосковных Рождественских чтений. Их тема, как и тема грядущих международных Рождественских чтений, посвящена духовному становлению молодежи, что является предметом заботы и пристального внимания Церкви и школы.

Прежде всего, хочу подчеркнуть, что мне очень дорога та преемственность, которая наблюдается во взаимоуважительном и конструктивном соработничестве между Министерством образования Московской области и Московской епархией вот уже без малого почти двадцать лет. За этот период мы прошли большой путь, начав практически с нуля. Теперь мы имеем пространные наработки как в области учебно-методического и кадрового обеспечения образовательного процесса в сфере духовно-нравственных дисциплин, так и в реализации целого комплекса ставших уже традиционными общественных мероприятий, призванных привлечь внимание общества к православному культурному наследию и высоким моральным идеалам и приобщить к ним подрастающее поколение.

Сегодня мы будем говорить о молодежи и о том, как ей жить в условиях свободы. Вопрос сложный и требующий внимательного рассмотрения.

Если мы обратимся к Библии, то увидим, что Священное Писание по-разному говорит о юности. С одной стороны, встречаем немало упоминаний о бесславии и грехах юности, за которые непременно придет расплата (см.: Иер. 31:19); Иов. 13:26; Пс. 24:7; Еккл. 11:9). С другой же стороны, апостол Павел, обращаясь к своему ученику, писал: «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12). Таким образом, молодость по легкомыслию может быть склонна к сомнительному, с нравственной точки зрения, поведению, но способна также быть серьезной и благочестивой, подавая пример окружающим любого возраста.

Чем же определяется выбор молодого человека: стать ли рабом порока, или жить праведно? Думаю, тем, как он воспользуется своей свободой.

В современном мире принято ставить свободу, понимаемую как вседозволенность, доведенную до абсурда, причем подчас конфликтующего с законом, - на первое место. Абсолютным критерием того, что можно и чего нельзя делать провозглашается личность. Призывы же сверять свои поступки с неким внешним камертоном, в идеале с заповедями Божиими, объявляются ретроградным проявлением «рабской психологии».

А чему учат нас Христос и Его Церковь? Господь призывал Своих слушателей, желавших следовать за Ним, отвергнуться себя, взять крест свой и идти за Христом (см.: Мф. 16:24; Мк. 8:34; Лк. 9:23). Здесь нет речи об удовольствиях или благополучии, развлечениях или изобилии, здесь идет разговор о свободном выборе самоограничения и даже страданий ради уподобления Спасителю мира в Его служении людям.

Вот истинная самореализация человека, вот воплощение своего призвания: накормить голодного, напоить жаждущего, одеть раздетого, позаботиться о больных и заключенных (см.: Мф. 25:34-46). Для этого тоже требуется сделать свободный выбор, но только не в пользу удовлетворения своих прихотей и безудержного, бессодержательного веселья и пустой траты времени. Выбрать служение ближнему, вступить на путь самоограничения ради благой цели общественного подвига, - вот высшее проявление личностной свободы!

В этой связи напомню вам несколько суровые слова пророка Иеремии, который возглашал: «Благо человеку, когда он несет иго в юности своей» (Плач. 3:27). Речь идет о пользе для еврейского народа тех ограничений и утеснений, которые попустил ради его воспитания Сам Бог. Не так ли и молодые люди нуждаются в определенном самоограничении, в воспитании в себе жертвенности и самодисциплины на примерах наших выдающихся героев и подвижников, прежде всего защитников Отечества и новомучеников и исповедников Церкви Русской?

Мне думается, что педагогическим лозунгом, определяющим нашу воспитательную работу на длительную перспективу должны быть слова Иисуса Христа, которые донес до нас апостол Павел: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). Конечно, кто-то усмехнется, и скажет, что эгоизм успешно утверждается в современном общественном дискурсе как личная идеология миллионов. Но мы на это возразим, что не этим веками стояла Русская земля. Отечественная история, а также замечательные образы классической литературы, дают вдохновляющие примеры общественного служения как идеала, высшего для наших соотечественников во все времена.

Действительность показывает, что общество остро нуждается и в волонтерах, и в благотворительных инициативах, для чего необходимо привлечение энергии и сердечного горения молодых.

Однако, прежде чем вступить на путь служения обществу, нужно ощущать себя внутренне уверенным в правильности следования заповедям в своей собственной, частной жизни. К прискорбию, приходится констатировать, что идеалы чистоты и целомудрия, правдивости и верности, скромности и нестяжания подчас оказываются высмеянными, как отжившие свой век и «не практичные» в кавычках. Анализ текстов, в огромных объемах появляющихся в средствах массовой информации и на страницах интернета, а также в социальных сетях, подводят к умозаключению, что внутренний мир современного молодого человека постоянно подвергается атакам, имеющим целью погрузить его в состояние нравственной катастрофы.

В связи с вышесказанным школа и Церковь, педагоги и священники призваны вместе вести нелегкую и сложную, требующую не только готовности сражаться за сердца детей, но и подобающих знаний и навыков, борьбу за воспитание подрастающего поколения в духе лучших народных духовных традиций.

У нас замечательная молодежь, которая дает нам достойные восхищения примеры и героизма, и самоотверженности, и стремления к участию в общественной жизни на благо народа. Однако, нельзя отрицать, что многие подростки находятся в так называемых группах риска или неподалеку от них. Важнейшая задача сделать так, чтобы никто не был оставлен нашими воспитательно-просветительскими усилиями. Здесь вдохновляющими для нас да будут слова Иисуса Христа: «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?» (Мф. 18:12)

В заключение хочу выразить глубокую благодарность всем труженикам на ниве просвещения, как учителям, так и священнослужителям за самоотверженное исполнение своего долга в отношении просвещения и воспитания детей и молодежи. Желаю, чтобы никто из участников церковно-школьного соработничества не только не изнемог на этом пути, но получил вдохновение, благословение и помощь Божию для плодотворного продолжения своих трудов.

Спасибо за внимание».

Затем выступила первый заместитель министра образования Московской области Наталья Николаевна Пантюхина.

В основной части мероприятия вниманию участников и гостей были представлены следующие доклады: «Современные проблемы свободы и ответственности в молодежной среде» доктора исторических наук А.Б.Мазурова, ректора Государственного социально-гуманитарного университета, депутата Московской областной Думы; «Свобода современного человека: содержание и форма» председателя Епархиального миссионерского отдела священника Димитрия Березина, благочинного Видновского округа, преподавателя Коломенской духовной семинарии; «Свобода и ответственность в моделях современной педагогики» кандидата педагогических наук В.С.Запалацкой, исполняющей обязанности ректора Московского государственного областного университета; «Молодежь и современное школьное образование: духовный контекст формирования культуры ответственности» клирика Христорождественского храма города Звенигорода диакона Петра Галанюка, преподавателя Коломенской духовной семинарии, лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года России» 2010 года.

Митрополит Ювеналий и Наталья Николавевна Пантюхина  наградили победителей регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» 2018 года.

Подводя итоги заседания, Владыка Ювеналий сказал: «Дорогие друзья, незаметно прошло это счастливое время нашего общения. И мы уже заключаем нашу встречу. Я хотел бы поблагодарить Владимира Яновича за приветствие, за гостеприимство, за организацию нашей встречи. По-моему, она самая большая из тех, что были все предыдущие годы. Я думаю, что это должно нас вдохновлять. Мы будем делать из этого выводы, чтобы в следующий раз просить зал еще больше. Хочу поблагодарить Наталью Николаевну за прекрасное ведение нашей встречи, за подготовку. Говоря о нашем соработничестве между Церковью и педагогами, мне хочется обратить внимание на то, что этот пройденный почти два десятилетия путь оставил хороший след, как я убеждаюсь, и в сердцах, и в сознании учащихся. Перед тем как прийти сюда на заседание, мне показали выставку /работ/ детей и школьников. Я подчеркиваю, что детей, потому что у нас ведется работа духовная и с теми, кто в детсадах находится сегодня. На выставке я увидел изображения икон. Сначала мне подумалось, что это копии знаменитых художников. А мне сказали, что это их воспитанники, дети написали. Я очень вдохновился. Прекрасные работы. Дальше мы смотрели какие-то богослужебные сюжеты. И тут, конечно, не обошлось без курьезов. Сначала было показано крещение младенца праведное, как мы его и совершаем. Но я обратил внимание на другую картину. Батюшка держит младенца и, видимо, поливает его священной водичкой. Это, так называемое, обливательное крещение. А мы это не поощряем, а крестим детей погружательно, три раза окуная в купель во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Наблюдательный мальчик или девочка, я не помню автора, видел только вот это, так называемое, неканоническое крещение. И это как бы картина из жизни.

Я очень рад, что мы идем совместно путем созидания, воспитания и просвещения. Сегодня были заслушаны прекрасные доклады выдающихся, я бы сказал, людей. У нас впереди во всех благочиниях, во многих приходах будут десятки, сотни таких встреч. Я думаю, что это очень хороший материал для их заседаний. А 12 декабря в Красногорске мы уже в большом составе встретимся для закрытия областных Рождественских Чтений. И будем уже готовится к международным Рождественским Чтениям. Но они будут уже в будущем году. И я думаю, что мы совместим открытие этих Чтений, которые будут проходить в Московском Кремле, с празднованием 10-летия интронизации Святейшего Патриарха Кирилла.

Я очень вдохновлен этой встречей.  Я сердечно вас всех благодарю за то, что вы собрались во множестве на наше заседание, а особенно за ваши усердные труды. Дело в том, что от педагога очень многое зависит. Не от учебников, которые будут держать в руках наши школьники. А от вас.

Я хочу поделиться личным воспоминанием далеких школьных годов. Мне, конечно, сейчас, как я шутя говорю, 17 лет до 100 не хватает. Но это было в школьные годы. У нас была учительница литературы и русского языка.  Она так проницательно, сердечно и духовно говорила, что она привлекла мое внимание и любовь к русскому языку и литературе. А потом я открыл для себя что-то необычное. Это было время атеизма в нашей стране. Однажды я пришел к ней в гости со своей матерью, потому что сестра ее работала хирургом в одной больнице с мамой. Мы все познакомились, сблизились и пришли в гости. Было скромное угощение. А перед едой она подошла к шкафчику, открыла створки, а там икона и лампадочка. И она предложила вместе помолиться. И я понял, что она к детям, своим слушателям относилась с христианской любовью. Я желаю вам всем этой любви».

Программа мероприятия завершилась выступлением сводного детского хора Богородского благочиния под управлением Вероники Ермолаевой.