Из истории обретения Животворящего Креста
Августейшим повелением римского императора Флавия Валерия Аврелия Константина, кратко – Константина Великого, на Первом Вселенском Соборе в 325 году городу Элия Капитолина римской провинции Иудея возвращается его прежнее имя – Иерусалим и определяется скорейшее восстановление незаслуженно забытого города с присвоением ему необычного статуса “центр христианской религии”. Год спустя, ранней весной 326 года в Иерусалим с особой миссией прибывают мать императора Константина, святая Елена и его тёща Евтропия, супруга римского императора Максимиана Геркулия. Византиец Феофан в своей «Летописи» нам сообщает: «Божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня» (Феофан Исповедник «Хронография»).
После иудейского восстания Шимона Бар Кохбы (132–135), Иерусалим был до основания разрушен и беспощадно перекроен, он имел вид провинциального римского городка с небольшим римским гарнизоном. На месте Гроба Господня и Голгофы был сооружен просторный храм Афродиты. Над участком каменоломни, который был основательно засыпан и выровнен, поднимался скалистый выступ Голгофы высотой около 5 метров. Этот не стесанный утес был единственным свидетелем, помнившим страстные события Христовой жизни. С благословения и содействия высочайших персон именно в этой географической точке Святого Града были поспешно начаты первые церковно-археологические раскопки, которые подтвердили исторические события самой трагической страницы человеческой хронологии – убийства Спасителя мира Богочеловека Иисуса Христа. Найденные Священные артефакты давали понимание того, что в Евангелиях содержится именно историческое, а не мифологическое повествование. Гора Голгофа, место обретения Животворящего креста, Гроб Господень, Камень помазания – все эти места вошли в архитектурный храмовый комплекс. Император Константин повелел воздвигнуть на месте Голгофы церковь и лично управлял строительством через епископа Иерусалимского Макария посредством переписки с ним. Сократ Схоластик замечает, что зачинательницей строительства была царица Елена: «мать царя предложила создать на месте гробницы многоценный молитвенный дом» (Сократ Схоластик, Церковная история, кн. 1, гл. 17).
Особого внимания в археологических изысканиях святой Елены заслуживает история обретения креста Господня. Сведения о ней мы можем почерпнуть из трудов церковных историков: Амвросия Медиоланского (ок. 340 – 397), Сократа Схоластика (ок. 380 – после 439), Эрмия Созомена, (ок. 400 – 450), Руфина Аквилейского (ок. 345 – 410), Сульпиция Севера (ок. 363—410) и Феодорита Кирского (393 – 457). Названные писатели свидетельствуют о совершенной идентичности, найденных царицей Еленой трёх крестов и о том, что определение между ними креста распятия Христова составляет почти неразрешимую проблему.
По истолкованию Амвросия Медиоланского, крест Христов был определён святой Еленой по прибитой к нему доске с надписью, положенной Пилатом: „Иисус Назорей, царь иудейский". «Св. Елена, – отмечает он, – нашла надпись и поклонилась Царю, а не древу, потому что это есть заблуждение язычников и суетное дело нечестивых».Повествование Амвросия, без сомнения, противоречит свидетельствам Сократа, Созомена, Руфина, Сульпиция и Феодорита.Все они дружно хранят молчание в отношение прибитого «титло» и сходятся с Амвросием лишь в том, что надпись (как и гвозди) была действительно найдена но, непосредственно в стороне от крестов.
Наконец, чудесный способ распознания креста Христова был предложен епископом Иерусалимским Макарием. «Он разрешил недоумение верою, то есть просил у Бога знамения и получил его. Это знамение состояло в следующем: в той стране одна жена одержима была долговременной болезнью, и наконец, находилась уже при смерти. Епископ вознамерился поднести к умирающей каждый из тех крестов, веруя, что, коснувшись креста драгоценного, она выздоровеет. Надежда не обманула его. Когда подносили к жене два креста не Господних, умирающей нисколько не было лучше, а как скоро поднесен был третий, подлинный – умирающая тотчас укрепилась и возратилась к совершенному здравию. Таким-то образом найдено древо креста» (Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. 1, гл. 17).
Все перечисленные нами церковные историки утверждают, что кресты были изготовлены из дерева, и ни один из них не даёт точного разъяснения из какой именно породы дерева они были выполнены. Если бы крест Господень был изготовлен особым способом с использованием, в отличие от других крестов, различных пород дерева, то он был сразу выделен и обнаружен.
Вместе с тем, в Церковном предании хранится и иное благочестивое свидетельство о так называемой «трёхсоставности креста Христова». Апологеты этой точки зрения утверждают, что крест Иисуса Христа состоял из кедра, кипариса и певго (сосны). Такие высказывания мы можем найти в несколько более поздних по времени сочинениях церковных авторов и гимнографов («Слово Палладия Мниха о втором пришествии Христа и Страшном Суде», свт. Иоанн Златоуст «На поклонение Честному Древу», свт. Германа патриарха Константинопольского «Слово к царю Льву Исаврянину о Кресте», «Прение святителя Григория с раввином Ерваном» в житии свт. архиепископа Григория Омиритского (Великие Четье-Минеи святителя Макария, 19 декабря); в богослужебных книгах: Октоих: Неделя 2 гласа, воскресный канон на утрени, песнь 5, первый тропарь; Триодь: канон в пяток на утрени 4 седмицы поста, песнь 5 , трипесенец, последний тропарь; Минея: май 21, служба равноапостолам великим царям Константину и Елене, икос; сентября 14, Служба Воздвижению Животворящего Креста, стихира на стиховне), а также в богатой по этой теме апокрифической литературе (ранние списки «Евангелия от Никодима», «Учение Аддая апостола», «Золотая легенда»). Все эти сочинения, безусловно, не имеют никаких общих мест со свидетельствами упомянутых выше историков.
Последним доподлинным известием о кресте Господнем является сообщение Сократа в его «Церковной истории»: «Что же касается креста, то одну часть его, положив в серебряное хранилище, оставила она (царица Елена) там (в базилике храма Гроба Господня в Иерусалиме), как памятник для последующих историков, а другую послала к царю. Приняв эту часть и совершенно веря, что город, в котором будут хранить ее, опасается за свою судьбу, царь скрыл ее в своей статуе. А его статуя, утвержденная на высокой порфировой колонне, находилась в Константинополе, среди так называемой Константиновой площади. Константин получил также и гвозди, которыми прибиты были ко кресту руки Христовы, ибо мать и их нашла в гробнице и послала сыну. Из них он сделал шишак и забрало, и употреблял это во время войны.». Дальнейшая судьба креста Христова теряется в исторических сумраках пакибытия.
Церковное предание рассказывает, что обычай отделения от Животворящего Креста частиц берёт своё начало в безустанной деятельности равноапостольной царицы Елены. Частицами Крестного Древа мать Константина Великого одаривала основанные ею многочисленные монастыри. К примеру, в 327 году при основании на Кипре монастыря Святого Креста (Ставровуни «Гора Креста») царица по повелению ангела, явившегося ей по преданию во сне, оставила в нём частицу Животворящего Креста. До середины IV века, как констатирует свт. Кирилл Иерусалимский, частицы Креста Христова рассеялись по всей христианской вселенной. Профессор церковной археологии и литургики Московской Духовной академии Александр Петрович Голубцов (1860–1911) писал в своей статье “Из истории изображений креста”: «Если уже во времена Златоуста были скудны сведения о голгофском кресте, то понятное дело, что теперь, когда частицы последнего распространены едва ли не по всему свету, и когда чуть ли не все христианские страны имеют притязания на обладание этой священнейшей реликвией, – не может быть и речи о каком-либо цельном представлении его внешнего вида».
Самая большая часть Креста (Иерусалимская) была утеряна в 1187 году в Битве при Хаттине, иерусалимские крестоносцы были разбиты мусульманскими армиями под командованием Саладина, святыня, взятая крестоносцами для победы над сарацинами пропала.Константинопольская часть Креста исчезла в конце позорного Четвертого крестового похода – в 1204 году после разграбления столицы Византии крестоносцами. Имеются свидетельства что эта часть Креста Господня была благополучно похищена и раздроблена на великое множество частиц для наделения всех реликвариумов Западной Европы. И в Средние века, и в эпоху Ренессанса, и в Новое время частицы Животворящего Креста изобильно выкупались и дарились. Частицам Древа Господня покланяются и на Балканах, и в Грузии, и в Армении, и в Почаевской Лавре на Украине. Пребывают они и в русских монастырях и храмах – в Успенском соборе и ризнице Благовещенского собора Кремля, в ризнице Большого собора Зимнего дворца.
протоиерей Евгений Абехтиков
настоятель Покровского храма,
с. Воскресенское