Слово на день памяти Апостола Иоанна Богослова
Дорогие братья и сестры! Сегодня наша церковь вспоминает угодника Божия Апостола Иоанна Богослова.
Апостола Иоанна называют Апостолом любви.
Так что же такое любовь?! Христианская любовь – это единение с Богом, Который и является всеобъемлющей любовью, океан любви, в котором растворился мир. Эта любовь не исключает никого, она за всех готова положить душу свою, как за други своя. Наша церковь – это наша семья, и мы едины. И эту семью укрепляет любовь Христова. Проповедником этой любви стал св. Апостол Иоанн Богослов.
Благочестивое предание с особой любовью отмечает следующее событие в жизни святого Апостола Иоанна Богослова. Однажды в одном из городов, где был Апостол, некий юноша обратил на себя особое внимание. Без сомнения, чистота сердца, доверчивость, способность живо усваивать все хорошее и полезное – эти качества юношеского возраста привлекли к нему любвеобильное сердце Апостола. С особым усердием св. Иоанн занялся воспитанием юноши и , научивши его святой вере, приобщил к числу верующих через святое крещение. По прошествии некоторого времени св. Апостол отбыл в другие места для проповеди Евангельской, выполняя свое послушание. Прощаясь с братией, он поручил юношу особенному смотрению епископа. Неизвестно, слабость надзора или другие обстоятельства были причиною, только и с этим юношей сбылось то, что часто сбывается с нашими юношами: скоро они принимают слово благое, но скоро и забывают его, если предоставлены во всем самим себе. И произошло то, что и сейчас происходит с нашей молодежью от упрямства, самоутверждения, лености и уныния. Пьянство - большой порок и во взрослой жизни, в юношеском же возрасте, что влечет за собой бездну других пороков. Юноша начал упиваться и когда не хватало денег на эту страсть, начал красть. И эта страсть страшнее первой. Зло уже глубоко проникло в него, порок уже сильно овладел им, остался только один шаг до конечной погибели. Юноша сделал и этот шаг: он завел дружбу с разбойниками, и они взяли его с собой и сделали своим предводителем и творили разбой на дорогах. И вот юноша, подававший такие прекрасные надежды - теперь разбойник и начальник разбойников! Он уже без трепета проливает человеческую кровь! Последняя степень падения! Дальше уже идти некуда! И теперь уже отказываются от него и общество, и друзья, родственники. Все считают его погибшим. Но не считает его погибшим, не отвращается от него, не презирает любовь христианская. Лишь только узнал о таком ужасном падении св.Апостол, как тотчас, презирая все опасности, отправился в горы. Схваченный разбойниками, св.Иоанн молил их отвести его к их предводителю и со светлым, полным любви взором предстал перед ним. Не вынес этого взора любви загубивший в себе человеческие чувства разбойник, и со страхом и трепетом побежал он от святого старца, вооруженного безграничной любовью. Забыв свою старость, столетний Иоанн, вскипаемый любовью, с легкостью юноши побежал за разбойником, громко крича: Обратися, сыне мой, к отцу своему, не отчаявайся в грехе твоем , я его беру на себя! Голос любви никогда не остается не услышанным. Остановился юноша и не смел поднять очей на св. Апостола. Со слезами святой старец припал к груди разбойника, лобызал его уста, лобызал его главу, лобызал окровавленные руки и таким образом возвратил на путь спасения (Житие св. Иоанна Богослова).
Вот пример истинно христианской любви и истинно христианского обращения с падшими нашими братьями. Это повествование дает нам пищу для размышления, надо заглянуть в себя, посмотреть, насколько мы любим Господа и Его творение, то есть то, что вокруг нас и с нами. Любой человек, впадший в грех, будь он преступник, все же – человек, за спасение которого Господь пролил на кресте кровь Свою, все же он брат во Христе. И по заповеди Спасителя мы должны любить его так же, как мы любим самих себя. Этим то христианская любовь и отличается от любви естественной, которая только любит любящих нас.
Да, в нынешнее время трудно заставить себя обличить в духовной лености, наша гордость умеет прикрывать нашу холодность под благовидным предлогом. «Я люблю» - говорим мы, - «и уважаю человека, как человека, но ненавижу порок, а потому презираю порочного». Какого же мы любим человека? Созданного нашим воображением, фантазией? Но это не любовь, а самолюбование. Не такую любовь заповедует нам Господь. Мы презираем порочного, забывая о том, что мы тоже грешные. Это значит, мы никого не любим.
Наше время славится своим человеколюбием, своей благотворительностью. Мы имеем попечительство о бедных, о заключенных в темницах и многое другое, но этого мало. Больные нуждаются не только в докторской помощи, не в уходе нянечек, но в присутствии при них друзей и родных. Пожертвовать несколько рублей на пользу бедных – не значит быть милостивым. Деньги холодны и часто облегчая телесные нужды, тяжелым бременем ложатся на сердце несчастного.
Я думаю, что мы теперь должны понять, что та любовь, которую мы называем человеческой, бывает лукава и разрушительна для души. Есть истинная любовь, которую нам заповедовал Господь и передал ее через учеников своих, тому пример св. Апостол Иоанн Богослов. У подножия Креста он стоял вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней слова Распятого Господа: "Жено, се сын твой и к нему Се Мати твоя" (Ин.19:26-27).
Чем больше св. Апостол изливал любовь свою на людей, тем больше ее становилось. Этому надо учиться. Вся его жизнь стала чудом преображения простого рыбака в просвещенного Святым Духом, глубоко образованного богослова, открывшему человечеству Откровение о грядущем Втором Пришествии Христа, суде и всеобщем воскресении. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов единственный из двенадцати апостолов избежавший мученической кончины.
Мы сегодня в очередной раз вспоминаем преставление св.Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и сейчас он с нами. И в конце своей земной жизни он произнес проповедь, короткую и всеобъемлющую: "Дети, любите друг друга". На вопрос, почему он так говорит, он отвечал: "Это – заповедь Божия, и если вы ее соблюдете, этого довольно, чтобы войти в жизнь вечную" (Житие св. Иоанна Богослова).
Святый Иоанне, моли Бога о нас!
протоиерей Кунашов Александр Юрьевич
настоятель Троицкого храма,
с. Балобаново