Проповедь на Неделю 11-ю по Пятидесятнице
Дорогие братия и сестры, сегодня Евангельское чтение посвящено притче Спасителя о немилосердном должнике. Эта история одна из притч о Царствии Небесном.
Был раб, который должен был огромную сумму своему правителю и в один из дней этот владыка решил потребовать свои долги обратно, и позвал раба дать ответ. Но, не имея чем заплатить, бедняк просил смилостивиться над ним, и был отпущен. Но как только вышел от своего правителя увидел человека, который ему был должен очень малую сумму, и который так же не мог расплатиться. Прощеный раб, вместо милосердия к должнику, отводит его в тюрьму, что бы там его товарища заставили вернуть должное. Правитель, узнав о поступке раба, разгневался и подверг его тем же наказаниям для уплаты долга.
В притче мы слышим такие слова: «Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими» (Мф 18 гл. 23 стих). Святитель Феофилакт Болгарский, приводя толкования на этот отрывок, пишет: ««Царство Небесное» – Слово Божие (Бог), которое уподобилось человеку-царю, воплотившись в подобии человеческом». То есть в самом начале Христос говорит о Себе Самом, что Он и есть Это Царствие. Именно по этому мы с Вами должны стремиться к единению со Христом и только в этом мы достигаем желанного всеми Рая
Но вот Господь нас создал: дал жизнь, дал свободную волю, дал возможность безграничного развития. Дал нам все это в распоряжение, чтоб мы научились быть подобием Божиим. И вот наступает момент, когда мы должны воздать Богу за полученные блага. Но что мы можем воздать за такую милость? Как в притче мы читаем о талантах (денежная мера серебра), которые были даны рабу. Эти таланты были настолько велики, что могли покрыть стоимость не только имущества этого человека, но цену всего его семейства. Раб не мог воздать по долгам, и умолял простить ему долг. Что и получает от господина своего.
О, как же мы должны умолять Господа о прощении нам наших долгов (грехов), как должны исправить свою жизнь, чтоб соответствовать образу и подобию Божьему! Но как редко мы об этом вспоминаем и предпочитаем видеть только свои добродетели. Вот и в притче мы слышим о дальнейших действиях уже прощеного должника. «Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен» (Мф 18 гл. 28 стих). По сравнению с Любовью Создателя к своему творению, наша земная любовь ничтожно мала. Как сравнивать талант (вес серебра, около килограмма) с монетой (динарий – самые малые деньги римской империи), так можно сравнить дар Божий нам и наши добрые дела другим людям. Как часто мы припоминаем свои милостыни, свои снисхождения к горю других, те моменты, когда соизволили протянуть руку помощи своему близкому. Вспоминая эти мимолетные радости наша душа начинает этим кичиться и наслаждаться, кажется вот и на этом наш долг Богу отдан. Но стоит случиться в нашей жизни горю, болезни, проблеме в наших житейских заботах как мы с вами сразу вспоминаем все наши заслуги и моментально проносится мысль – за что нам все это попускается Богом? Без искушений и печалей мы не сможем укрепиться во многих добродетелях, которые должны закалиться в нашем сердце как золото в огне. Какие бы мы блага не сотворили в этом мире, они будут ничтожно малы перед Божественной милостью к нам самим.
Не простив своего ближнего, мы пытаемся надеяться на прощение своих грехов, зачастую совершая суд над другим человеком. Видя грехи ближнего, мы склонны осудить человека как носителя греха, коим он не является, вместо помощи ему в борьбе с открывшимися недостатками. Что же сделает Господь с человеком, который отказался от возможности проявить милосердие к брату своему? «И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф 18 гл. 34-35 стихи). Господь поступает, так же как и мы хотели поступить с падшим в наших глазах ближним, совершает тот же суд. И судит уже не по милости, на которую мы только и можем надеяться, а по справедливости, которую мы люди так усердно добиваемся от других по отношению к себе, забывая о любви к ближнему. Апостол Павел об этом пишет: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, … ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал 2,16). Закон дан нам как предупреждение о возможных падениях, которые мы должны избежать, зная его.
Вот в этот воскресный день мы с вами должны выйти из дома Господина своего (храма) получив прощение наших долгов и ни в коем случае не усугублять и так греховное свое состояние осуждением окружающих. Стараться покрывать грех этого мира божественной Любовью, которой нас научил Христос, придя в этот мир. Аминь