Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

Проповедь на Лазареву субботу

31.03.18

Сегодня Церковью воспоминается воскрешение святого праведного Лазаря. Мы знаем, что он был другом Иисуса Христа. Евангелие говорит, что Господь «любил его» (Ин 11:36). Он даже прослезился, когда пришел на гроб Лазаря (Ин 11:35). Это очень показательно. Ведь некоторые думают, что у Христа не было эмоциональных проявлений. Они были, т.к. Он воспринял все человеческое естество. Не только тело, но и душу. Не только естественные страсти, но и эмоциональные проявления.

Это было не первое воскрешение, совершенное Господом нашим Иисусом Христом. Ученики Его уже видели как только что умершая дочь начальника синагоги Иаира ожила. Кто-то может усомнится в том, что это было воскрешение. Можно подумать, что это был летаргический сон. Ведь и Сам Господь сказал, что девица не умерла, но спит (Мф 9:24). По сути, не важно, что это было за явление. Важно, что в глазах апостолов человек умер и ожил. Еще больше веру апостолов укрепило чудо воскрешения сына вдовы из Наина. Евангелие говорит, что юноша не просто умер, но его уготовали к погребению и несли ко гробу. У евреев было принято хоронить в день смерти. Воскрешение же Лазаря было просто необходимо для учеников Христа. Лазарь лежал во гробе четыре дня. Уже начало смердеть. Но для Бога нет ничего невозможного, Лазарь ожил. И от слов «Лазарь! иди вон» до его смерти в старости на острове Кипр прошло около 30 лет. Но даже после всего этого ученики не сразу поверили, что Христос воскрес. А вера эта очень важна для христианина. Апостол Павел говорит: «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор 15:14). В православном вероучении Воскресение Христово рассматривается в сотериологическом аспекте, т.е. относится к области спасения человека. Господь именуется начатком умерших. В Ветхом Завете существовал обычай принесения Богу начатков урожая. По верованию ветхозаветной Церкви, благословение Божие, которое призывалось на этот начаток, распространялось на весь урожай, который предстояло собрать.[1] Христос - Начаток, Который открывает путь ко всеобщему воскресению. Воскресение Христово также именуется залогом нашего общего воскресения. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор.15:22–23). От Адама наследуется поврежденная грехом природа и потому «ветхий человек» обречен на смерть, а возрождаясь во Христе, человек облекается в нового человека, получает обновленную природу и наследует жизнь вечную. Таким образом, Христос становится Родоначальником искупленного и возрожденного человечества.[2]

Чудеса воскрешения – доказательства Божественного всемогущества. Господь способен преодолеть законы природы, но не может освободить человека от законов падшего естества силой навязав спасение. Христос воспринял все человеческое естество и подчинив человеческую волю Божественной принес себя в жертву. Воскресение Христово переживается Церковью как таинство нашего свободного приобщения Божественной жизни, бессмертию и нетлению.[3] Также Воскресение – это возведение человеческой природы на уровень совершенства, превышающий ее изначальное состояние. Ведь даже для Адама, в отличие от Христа, смерть и тление потенциально существовали. Закончить хотелось бы словами Владимира Николаевича Лосского: «Воскресением Христа вся полнота жизни прививается иссохшему древу человеческого рода, чтобы его оживить»[4]. Именно для того сегодня вспоминается воскрешение Лазаря, чтобы на протяжении всей Страстной седмицы видеть грядущее Воскресение Христово. Аминь.

священник Артемий Колягин
клирик Богоявленского собора
г. Ногинск


[1] Прот. Олег Давыденков Догматическое богословие. https://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie/9_7_2

[2] Там же

[3] Там же

[4] Лосский В.Н. Догматическое богословие С. 285.