Проповедь на Лазареву субботу
Сегодня Церковью воспоминается воскрешение святого праведного Лазаря. Мы знаем, что он был другом Иисуса Христа. Евангелие говорит, что Господь «любил его» (Ин 11:36). Он даже прослезился, когда пришел на гроб Лазаря (Ин 11:35). Это очень показательно. Ведь некоторые думают, что у Христа не было эмоциональных проявлений. Они были, т.к. Он воспринял все человеческое естество. Не только тело, но и душу. Не только естественные страсти, но и эмоциональные проявления.
Это было не первое воскрешение, совершенное Господом нашим Иисусом Христом. Ученики Его уже видели как только что умершая дочь начальника синагоги Иаира ожила. Кто-то может усомнится в том, что это было воскрешение. Можно подумать, что это был летаргический сон. Ведь и Сам Господь сказал, что девица не умерла, но спит (Мф 9:24). По сути, не важно, что это было за явление. Важно, что в глазах апостолов человек умер и ожил. Еще больше веру апостолов укрепило чудо воскрешения сына вдовы из Наина. Евангелие говорит, что юноша не просто умер, но его уготовали к погребению и несли ко гробу. У евреев было принято хоронить в день смерти. Воскрешение же Лазаря было просто необходимо для учеников Христа. Лазарь лежал во гробе четыре дня. Уже начало смердеть. Но для Бога нет ничего невозможного, Лазарь ожил. И от слов «Лазарь! иди вон» до его смерти в старости на острове Кипр прошло около 30 лет. Но даже после всего этого ученики не сразу поверили, что Христос воскрес. А вера эта очень важна для христианина. Апостол Павел говорит: «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор 15:14). В православном вероучении Воскресение Христово рассматривается в сотериологическом аспекте, т.е. относится к области спасения человека. Господь именуется начатком умерших. В Ветхом Завете существовал обычай принесения Богу начатков урожая. По верованию ветхозаветной Церкви, благословение Божие, которое призывалось на этот начаток, распространялось на весь урожай, который предстояло собрать.[1] Христос - Начаток, Который открывает путь ко всеобщему воскресению. Воскресение Христово также именуется залогом нашего общего воскресения. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор.15:22–23). От Адама наследуется поврежденная грехом природа и потому «ветхий человек» обречен на смерть, а возрождаясь во Христе, человек облекается в нового человека, получает обновленную природу и наследует жизнь вечную. Таким образом, Христос становится Родоначальником искупленного и возрожденного человечества.[2]
Чудеса воскрешения – доказательства Божественного всемогущества. Господь способен преодолеть законы природы, но не может освободить человека от законов падшего естества силой навязав спасение. Христос воспринял все человеческое естество и подчинив человеческую волю Божественной принес себя в жертву. Воскресение Христово переживается Церковью как таинство нашего свободного приобщения Божественной жизни, бессмертию и нетлению.[3] Также Воскресение – это возведение человеческой природы на уровень совершенства, превышающий ее изначальное состояние. Ведь даже для Адама, в отличие от Христа, смерть и тление потенциально существовали. Закончить хотелось бы словами Владимира Николаевича Лосского: «Воскресением Христа вся полнота жизни прививается иссохшему древу человеческого рода, чтобы его оживить»[4]. Именно для того сегодня вспоминается воскрешение Лазаря, чтобы на протяжении всей Страстной седмицы видеть грядущее Воскресение Христово. Аминь.
священник Артемий Колягин
клирик Богоявленского собора
г. Ногинск