Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

Проповедь в Пятую неделю Великого поста

01.04.18

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа...

Евангельское зачало, положенное Святой Церковью для чтения за Божественной литургией в 5-ю неделю Великого поста (Мк. 10, 32–45), повествует о том, как по пути в Иерусалим Господь наш Иисус Христос стал готовить Своих учеников к последнему Своему подвигу – раскрывать смысл того, для чего, собственно, Он и пришёл на землю.

Евангелист Марк описывая Господа, шедшего впереди людей, следующих за Ним, говорит, что вид Его был исполнен решительности, так что все боялись идти рядом. Величие Христа ужасало их, так как они еще измеряли Его земными понятиями: грёзы о возрождении Израиля затуманивали глаза и давали надежду, что вот сейчас всё и решится – Иисус восстановит Царство Израильское, которому не будет конца, ведь впереди Вечный город. Мысль о страдающем Учителе ещё очень далеко отстоит от них... Но вот Господь подзывает двенадцать избранных учеников – апостолов – к Себе особо и рассказывает им, о том что путь Его в Иерусалим – путь на Страсти: Сын Человеческий будет отдан на поругание, распятие и смерть, а в третий день воскреснет. В этот момент сыновья Зеведеевы – апостолы Иаков и Иоанн, оказавшись намного решительнее остальных, хотя и выразили общий настрой учеников, предчувствующих, что произойдёт что-то очень грандиозное, попросили Христа дать им в новом царстве быть одними из первых лиц самых приближённых к Нему как к новому Царю: быть «в славе Твоей» (Мк. 10, 37). Результатом такого приближения, в человеческом понимании, должно было быть нахождение по правую и левую стороны от престола, на котором воцарится Христос. Господь же, еще раз пытается навести их на мысль о предстоящей Ему Чаше страданий, которую нужно будет испить до дна: «Можете ли пить чашу, которую Я пью...» (Мк. 10, 38). И снова апостолы, не понимая сути, восторженно отвечают, что могут. Они надеются на земные почести и славу и не могут вместить иного понятия о Царстве Небесном. Господь же замечает им: «Не ведаете, чего просите...» (ср.: Мк. 10, 38). Ведь быть первым за Христа, это означает быть первым и в страданиях за Христа. Апостолы еще слабы и не готовы пойти на такой высокий подвиг – пойти за Христом до конца. Господь, видя их помыслы и прозревая, что страдания настигнут их позже, и не только в Иерусалиме.., кротко замечает, что и у Него нет таких полномочий в их понимании. Ведь сидение по правую и левую руки «не от Него зависит, но лишь тем, кому уготовано» (ср.: Мк. 10, 40), то есть тому, кто может прославить Господа, чем-то иным, а не только своим нахождением подле.

Не выдержав такого напора двух братьев, в разговор вмешиваются остальные апостолы. Возможно, они по-человечески позавидовали их планам, которые слишком ярко оголили личные интересы каждого из них, ведь действительно все хотели быть первыми. В ответ на проявление такой реакции эгоизма и честолюбия Господь указывает им на Самого Себя, что Сын Человеческий пришел не царствовать в земном понимании этого слова, а Сам пришёл послужить и отдать душу Свою за многих. На этом заканчивается сегодняшний евангельский отрывок.

В этом разговоре Господа нашего Иисуса Христа и учеников, переданном евангелистом Марком, таком поучительном для нас с вами, мы в очередной раз слышим то, как можно представлять Бога удобным для своего человеческого восприятия. Как часто нам говорят: «Бог у меня в душе», – и это тоже пример ложного, призрачного восприятия. Наше человеческое сознание не может сразу признать Бога, идущего на Крест, а тем более зовущего за Собой. Но Церковь нам говорит: «Крест Христов просвещает всех». Размышляя о Кресте, мы укрепляем свою колеблющуюся веру, очищаем свое сердце от неверного понимания Истины. Лишь так, много позже, приходит ясное осознание того, что Господь сделал для нас, став человеком, чтобы мы вернули то с Ним общение, которое потеряли. Только так вера станет истинным вдохновением в жизни; и можно с уверенностью будет сказать: «Я обрёл новую жизнь». Но для этого надо пройти трудный путь своего личного приобщения к Богу.

Аминь!

священник Олег Сиротенко
клирик Покровского храма
с. Кудиново