Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

Проповедь на Неделю Крестопоклонную

08.03.18

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Совершая течение Великого Поста, мы вошли в Неделю Крестопоклонную, в те дни, когда для нашего укрепления на пути великопостного подвига Церковь предлагает нам воззреть на Крест Христов. Крест, бывший орудием мучительнейшей и позорной казни – и ставший орудием нашего спасения, знамением победы над смертью.

Смотреть на Крест страшно. Он обличает нашу немощь, наше маловерие, самолюбие и саможаление. Крест – это вызов культу физического и душевного совершенства и комфорта, процветающему в современном обществе. Помнить о Кресте – неудобно и некомфортно, ведь приходится вспоминать и о том, что и мы нашими собственными грехами – такими привычными, так спокойно повторяемыми, кажущимися не особенно-то тяжелыми и ужасными – и мы тоже внесли и продолжаем вносить свой страшный «вклад» в те муки, которое причинило спасаемое человечество своему Спасителю. А еще Крест – как и смерть - не позволяет сказать: «Я не при чем, меня это не касается, мое дело сторона». В стороне не останется никто. Каждого из нас ожидает конец земной жизни и переход в вечность, и каждому из нас заповедано взять и в течение этой самой земной жизни нести свой крест, следуя за Христом (Мф.1:24).

Несение «своего креста», о котором говорит Христос, может пониматься и как смиренное перенесение обстоятельств нашей жизни, которые мы не можем изменить. Крест же во времена земной жизни Спасителя, как известно, был символом предельного уничижения, и невозможно представить ничего более далекого от какой бы то ни было героики и патетики. Об этом полезно помнить, если мы огорчаемся, что наши жизненные обстоятельства, повседневные тяготы и заботы совершенно не героичны, не похожи на великие и прекрасные подвиги молитвенного делания или служения ближним, которые знает история Церкви. Нас связывают по рукам и ногам, кажется нам, какие-то нелепые, ничтожные, абсолютно прозаичные и далекие от духовной жизни дела, ежедневное преодоление трудностей и решение проблем, на месте которых немедленно вырастают новые, и мы унываем, раздражаемся, хотим освободиться, хотим воспарить. «Если бы не все это… да я бы!..» – думаем мы порой. У кого-то «все это» - престарелые родители, нуждающиеся в уходе, у кого-то пьющий муж, у кого-то большая семья, которую надо прокормить, или проблемы со здоровьем... Между тем, прохождение этого пути и может быть именно для нас спасительным. Не всем дано совершать великие подвиги, но для всех важно быть верными и в малом. И если этот путь мы пройдем, ради Христа понуждая себя не роптать и не раздражаться, не унывать и не завидовать, но радоваться, молиться и благодарить, если таким образом «претерпим до конца», то будем спасены (см. Мф.10:22).

Крест Христов заставляет задуматься о диалектике силы и слабости,  победы и поражения, славы и бесславия. Вспомним о том, как видимое и очевидное для свидетелей тех событий поражение Христа (после триумфального Входа в Иерусалим – арест, уничижение, позорная казнь и смерть) оказалось величайшей победой: Воскресением - победой над смертью, освобождением всего человечества от власти греха. Римские императоры-язычники, гонители христиан, обладали, казалось бы, безграничной властью и сотнями уничтожали непокорных инакомыслящих, но прошло некоторое время, и все изменилось: идолы пали, империя стала христианской, а вера, которую гнали, распространилась по свету. Императрица Евдоксия, удалившая неугодного ей святителя Иоанна Златоуста в ссылку, где он и умер, по человеческим меркам победила – но чего стоит эта мнимая «победа» перед лицом вечности и какой великой славой обернулось временное бесславие оклеветанного святителя! Слуги революции, сбросившие в шахту Великую княгиню Елисавету и других, по видимости, были сильны, но в действительности сильнее оказалась она – хрупкая женщина, которая, сама будучи ранена, старалась помочь и утешить бывших рядом с нею – и не жаловалась или проклинала, но молилась, и с молитвой на устах вошла в Царствие Небесное. Те, кто в сатанинском стремлении уничтожить Церковь мучили и убивали духовенство и мирян в 20-е – 30-е годы прошлого столетия тоже были сильны и внушали ужас – но Церковь Русская жива и прославляет своих новомучеников и исповедников. Подобное происходило во все времена, происходит и сейчас – когда ведомые тем же духом злобы люди, имеющие силу и власть, преследуют и убивают христиан по всему миру.

Сила сильных и торжество грешных временны. Эта мысль часто повторяется в Псалтыри. «Не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие» (Пс.36:1). И далее: «Повинися Господеви и умоли Его» (то есть покорись Господу и умоли Его). «Не ревнуй спеющему в пути своем человеку, творящему законопреступление» (Пс.36:7)  Псалмопевец Давид показывает всем нам, что кротость приносит многие добрые плоды, а конец гордых и живущих неправедно – плачевен, какой бы успешной не выглядела их нынешняя жизнь в наших глазах, и потому не следует завидовать или тем более подражать живущим беззаконно, видя их благополучие.

Напомню известные слова апостола Павла:  «Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор. 12:7–9). И когда мы откроем для себя  и смиренно признаем пред Богом ничтожную малость собственных сил и ужасающую пропасть своей немощи и несостоятельности, - тогда-то мы можем по-настоящему, по слову Псалмопевца Давида, «воззвать из глубины» (Пс.129:1) и «возложить свою печаль на Господа» (Пс.54:23), и Господь восполнит нашу немощь Своей силой и благодатью. Эта благодать обильно подается верующим в Таинствах Церкви, и потому так важно для нас с благоговением прибегать к этим Таинствам, стремиться к соединению с Господом в причащении Святых Христовых Таин.

Великий Пост – время, которое Господь дает нам, чтобы мы потрудились над своей душой, постарались подготовить ее к встрече с Ним, с Его Светом. Постараемся не растратить это время впустую. Будем совершать и течение Великого Поста, и течение всей нашей жизни, имея пред мысленным взором Крест Христов – и да сподобимся мы все радости Воскресения!

Аминь.

протоиерей Михаил Ялов
настоятель Пантелеимоновского храма,
г.Электросталь