Проповедь на день Торжества Православия
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сокровищнице учения ап. Павла Святая Церковь выделяет особые жемчужины назначая их к чтению воскресных дней, дней малой Пасхи, времени самых многочисленных христианских собраний.
С первого звука прямо и точно бьют в сердце каждого верующего слова сегодняшнего послания: «Верой Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой и лучше захотел страдать с народом Божиим нежели иметь временную греха сладость.»
Верой. Бог не разъясняет нам Своего образа действия, Он только говорит, чтобы мы верили в Его обетования, ждет от нас такой веры которая дает возможность во всем и всюду видеть Его, понимать и ощущать что без Его воли не происходит ничего.
Верой, утверждает Апостол, отказался Моисей от власти, богатства, почета своего положения. Утвержденный на камне веры - Христе, тогда еще невидимого Царя, Первосвященника и Бога, он предводитель избранного народа, отказывается от земных благ высочайшей степени. Мы понимаем, Моисей, возрастая в доме фараона как сын, вместе с образованием и воспитанием был приобщен также невероятной роскоши и имел в своей руке все, что только может дать этот мир. Перед нами факт Священной Истории, перед которым меркнут легенды и сказки народов земли. Князь одной из величайших держав древнего мира решает стать членом не просто бедного народа, а фактически присоединиться к массе бесправных рабов. Но отринув земное, он верою взирал на воздаяние. Верой…
Отвлечемся от великого Моисея, обратимся к себе.
Во все века «временная греха сладость» - тяжелейший соблазн. Этот соблазн закрывает путь веры, путь спасения и нам христианам. Мы люди, перед глазами которых вместе с опытом Ветхого Завета сияет Завет Новый, с нами воплотившийся Христос. С нами Бог, ставший человеком, чтобы как говорят нам святые Отцы, человек стал богом по благодати, но та же соблазнительная обертка греха, склоняет нашу свободную волю, волю образа и подобия Божия к удовольствиям мира, живущего своим эго. Потерянная сладость рая смутно волнует. Предощущение вечных благ и высочайшего назначения, живет в глубине личности каждого потомка Адама и Евы. Но Царство Божие заповедано через тесный путь, а «грех лежит у порога..» И тянет нас к легкому блаженству. Как с репейника смокв дождемся мы блаженства от греха, образно выражая мнение всех Святых Отцов предупреждает нас святитель Феофан Затворник. И на вершинах культуры сознает человек эти небеса и пропасти. «Дар напрасный, дар случайный, жизнь на что ты мне дана?!» - восклицает Пушкин, терзания великих классиков русской поэзии, искания Достоевского в его дневниках, диалоги и монологи его героев, нет думается нужды перечислять, все выдающиеся умы человечества замирают в трепете созерцая таинство жизни и смерти. Замирают если оторваны от Бога и Его Церкви.
Действительно для страстного человека покрыто пеленой, то что так ясно и просто говорит Евангелие: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.» «Не бойся малое стадо, ибо благоволил Отец дать вам царство…»
В важнейшие дни года, которые мы сегодня переживаем, в дни Великого поста, Святая Церковь дает нам возможность, в текстах Священного Писания, Покаянном каноне Андрея Критского увидеть путь ко Христу людей Ветхого Завета, их всевозможные падения и заблуждения, вместе с этим немеркнущую человеческую надежду, горький покаянный плач и потрясающие души верующих покаянные шедевры 50 псалма или молитвы царя Манассии, увидеть героические победы веры. Через эту неделю Поста Церковь приводит нас к празднику Торжества Православия. Готовы ли мы сегодня войти в покаяние Святых дней, ощутить всей душой слова митрополита Антония Сурожского, об одной важной стороне праздника Торжества Православия, как торжества его не только над ересями и заблуждениями, но торжества Божия над нами самими. Торжества Его Любви. Проникнуться благодарностью Ему, который принял нас такими какие мы есть, со всеми пороками и переменчивостью. Ответим благодарностью, постараемся вглядеться в «облако свидетелей» – людей которые не видели телесными очами Креста Голгофы, не принимали в себя Тело и Кровь Сына Человеческого, но увидев верой то как Бог через всю духовную тьму и человеческие измены шел к ним, откликнулись на Его милость и стали верными Его последователями. Для верности даже до смерти им хватало пророческого слова и Его голоса в их героических душах.
Совершая «течение Поста» желаю всем нам ближе узнать этих героев веры о которых говорит сегодня великий Павел. Решиться идти вслед Спасителя неся свой крест. Для укрепления в пути будем постигать красоту Благой Вести всеми заповеданными нам средствами. Безусловно одно из них, знакомство с героями веры Ветхого Завета этим «облаком свидетелей» подвигами которых укреплял души первых христиан святой Павел. Без благодарного знакомства с ними и Благая Весть Нового Завета не засияет всеми красками. Используем для этого время нынешнее, «время благоприятное». Увидим свою малость перед теми, кто, не имел невероятного и такого доступного для нас укрепления Телом и Кровью Сына Божия, но был велик в вере и ею наследовал Царство. Пойдем вперед тесным путем Поста в этом «облаке».
Вспомним святителя Филарета, его ответ на приведенное восклицание Пушкина.
Услышим его слова: «сам я своенравной властью зло из темных недр воззвал, сам наполнил душу страстью, ум сомненьем взволновал. Вспомнись мне Забытый мною, просияй сквозь сумрак дум и созиждется Тобою сердце чисто, светел ум!» Аминь!
диакон Сергий Синенко,
клирик Троицкого храма г. Электроугли