Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее

28.01.18

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!     

Братья и сёстры! Вот уже и позади весёлые святочные дни. Мы с вами радовались приходу в мир Спасителя. Прославляли Его чудесное рождение от Пречистой Девы. Утверждали истинность воспринятой Им человеческой плоти, когда праздновали день Его обрезания. Мы выходили на «источники вод», молились об освящении «водного естества» и вспоминали Откровение Бога-Троицы во время крещения Спасителя в Иордане. Но теперь, братья и сёстры, мы отлагаем веселие и радость. Мы снова настраиваемся на воздержание. Мы приготавливаем себя к долгим церковным службам.  К внутреннему сосредоточению. Приблизилось время Великого Поста!

Но начнём мы Великий Пост не сразу. Церковь постепенно и неспешно приготавливает нас к этому поприщу. Как умелый мастер настраивает музыкальный инструмент, так и Церковь своими богослужениями и поучениями создаёт в наших душах необходимый для этого времени настрой. Одно из таких приготовительных поучений – притча Спасителя о мытаре и фарисее, которую слушали мы сегодня во время Божественной Литургии.

Два человека молились в храме. Один из них был фарисей, а другой мытарь. «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк.18:9-13). Закончил Господь эту притчу такими словами: «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк.19:14).

Важно отметить, что в этом последнем стихе текста притчи мы сталкиваемся с неточностью перевода. Ведь из-за слов: «Оправданным более, нежели тот», создаётся впечатление, что и фарисей тоже был оправдан Богом. Как писал русский библеист Александр Павлович Лопухин, такое выражение «не значит, что и фарисей был оправдан, хотя и не в такой степени как мытарь. Фарисей ушёл, как об этом говорит контекст речи, прямо осуждённым» (1). Отцы Церкви однозначно понимают эти слова в смысле осуждения фарисея. Блж. Феофилакт Болгарский говорит, что «фарисей, хотя немного слов сказал с высокомудрием, однако же осуждён» (2). «На фарисея <…> справедливо наводится осуждение» (там же). Так же и современные библеисты пишут, что это место в Евангелии «надо понимать в эксклюзивном смысле: «Этот пошёл оправданным в дом свой, а не тот»» (3).

Осуждение Богом молящегося фарисея, для слушавших Христа евреев, было далеко не так логично, как для нас, современных христиан. Для них это было парадоксально, и даже, скандально. Давайте вспомним, кто такие фарисеи. Кем были представители этой религиозной школы в глазах народа. Искренне верующие, набожные, учительные фарисеи являлись в основном выходцами из «среднего класса», а не редко и из простого народа. Патриоты и ревностные исполнители «отеческих преданий», они отнюдь не были сухими буквоедами. Стараясь проникнуть в дух религиозного закона, фарисеи во многом смягчали его. В отличии, например, от своих идейных противников – саддукеев, фарисеи находили способы не применять строгие требования Моисеева законодательства в отношении наказаний за религиозные преступления. По словам еврейского историка Иосифа Флавия, фарисеи «имеют чрезвычайное влияние на народ, и все священнодействия, связанные с молитвами и принесением жертв, происходят только с их разрешения. Таким образом, отдельные общины засвидетельствовали их добродетель, так как все были убеждены, что фарисеи на деле и на словах стремятся лишь к наиболее высокому» (4).

Давайте спроецируем эту древнюю Евангельскую притчу на современность, немного изменив сказанное, но только по форме - не по смыслу.  Вот в нашем храме стоит человек и молится такими словами: «Благодарю тебя Господи за то, что в моей жизни нет греха как в жизни других людей! Я регулярно посещаю церковь. Состою в христианской общине. Постоянно читаю Евангелие.  Помогаю людям. Кормлю бездомных. Посещаю больницу. Жертвую каждый месяц десятину. Каждое воскресенье причащаюсь». Как может Бог осудить такого человека? За что? Это же верующий, благочестивый человек и настоящий христианин!

Но, скажите вы, сам Спаситель даёт нам подсказку. Фарисей осуждён за свою гордыню. Именно она проявляется в словах: «Я не такой как этот мытарь». А если бы этой подсказки не было? Если бы мы увидели только лишь добродетельного человека, почему-то осуждённого Богом за свою молитву?  Господь намеренно выпятил наружу тайный порок этого человека. Его, так сказать, «одну, но пламенную страсть», по слову поэта. Но в реальности эта страсть далеко не так заметна. Потому и называется порок тайным, что развивается незаметно, растёт невидимо в душе своей жертвы. И вот ходит человек в церковь, делает добрые дела, а в это время, незаметно для него, растёт в его душе тончайшее, едва-едва уловимое чувство, что не таков он, как прочие люди.

В нашей аскетической литературе этот порок называется «мнение о себе». Очень точное название! Но мнение о себе настолько тонко и незаметно для внутреннего взгляда, что, даже теоретически понимая опасность гордыни и спасительность смирения, христианин всё равно может растить внутри себя этот недуг. Как однажды пошутил известный православный миссионер, за столетия христианской истории появился особый тип верующих – мытари, гордящиеся тем, что они не фарисеи.

Итак, братья и сёстры, задумаемся над услышанным нами сегодня. Поймём, почему же осуждён фарисей и оправдан мытарь. Вникнем в смысл утренней молитвы прп. Макария Великого: «Боже, очисти мя грешного, яко николиже (т.е. ничего! – прим. автора) сотворих благое пред Тобою».   И завершим сегодняшнее наше слово поучением, заимствованным из писем игумена Никона (Воробьёва) своим духовным детям: «Мерою духовного роста человека является его смирение. Чем выше духом человек, тем он смиреннее. И наоборот, чем смиреннее, тем выше. Не правила, не поклоны, не посты, не чтение слова Божия, а смирение приближает человека к Богу. Без смирения все, даже величайшие, подвиги не только не полезны, но могут и вовсе погубить человека. А в наше время можно видеть, что чуть-чуть человек побольше помолится, почитывает Псалтирь, держит пост  – и уже мнит себя выше других, осуждает ближних, начинает учить, когда не просят, и прочее и этим показывает свою духовную пустоту и удаление от Господа на страну далече. Бойся высокого мнения о себе» (5).

Аминь.

Использованная литература.

1) Толковая Библия, или комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета под редакцией А.П. Лопухина. В 7-ми т. Изд. 4-е. М.: ДАРЪ, 2009. Т.VI: Четвероевангелие – стр.908

2) Благовестник или Толкование блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского на Святое Евангелие в четырёх книгах. Евангелие от Луки. М.: ЛЕПТА, 2001 - стр.276-277

3) Евангелие от Луки. Комментарий к греческому тексту. Реферат: Marshall I.H. The Gospel of Luke. A commentary on the Greek text. The New International Greek Testament Commentary. Текст реферата – Я.Г. Тестелец. Москва, 2004 – стр.203

4) Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2-х томах. Т.2. Серия «Великие историки». Ростов-на Дону, «Феникс», 2000 – стр.490

5) Никон (Воробьёв), игумен. Письма о духовной жизни. М.: Отчий дом, 2011 – стр.188-189

священник Вячеслав Фролов
клирик храма Вознесения Господня
г. Электросталь