Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

Проповедь на Неделю перед Крещением

16.01.18

Дорогие о Господе, братья и сёстры! Сейчас мы находимся между двумя великими праздниками – Рождеством Христовым и Богоявлением. Апостольская Церковь, подготавливая нас к празднованию Богоявления на Иордане, предлагает отрывок Священного Писания, в котором повествуется о Пророке, Предтече и Крестителе нашего Спасителя Иоанне.

Закалившись в беспощадных условиях пустыни подвигами поста и молитвы, этот великий человек Святым Духом возвещал Волю Божью о грядущих судьбах мира и готовил людей к Пришествию в мир Христа. Объявив покаяние важнейшим условием принятия грядущего Мессии, Иоанн крестил всех кающихся в водах Иордана. Крестящий указывал на незавершённость своего крещения, пророчествуя о величайшей благодати, подаваемой через крещение будущее (см. Мф. 3:11).

За свою безупречность Ангел пустыни (см. Мф.11:10) был назван Господом величайшим из рождённых (см. Мф. 11:11). Из этого явствует, что пример человека получившего столь высокий титул от Воплощённой Истины не может быть переоценённым и нами, православными христианами. Но мы, не ограничившись сегодняшним Евангельским фрагментом и внимательно рассмотрев образ пророка-подвижника, зададимся вопросами: «Всё ли мы сделали для встречи с Богом? Возможно ли нам хоть в чём-то подражать пророку, эту встречу подготовившему?»

Прежде чем отвечать на поставленные вопросы необходимо оговориться, что по наблюдению отцов-пустынников подражавших Предтече, любые подвиги и усилия в духовном направлении обречены на провал, если надежда на успех в этих делах не возлагается на Господа, а лишь на собственные силу, желание и умения.

Наши тело и дух взаимосвязаны, поэтому спасение души невозможно без лечения тела. Идя в неверном направлении, заблуждаясь и тем самым отдаляясь от Бога, мы стараемся заполнить пустоту и тревогу внутри себя. Страсти начинают крепнуть и чтобы их увидеть и справиться с ними, человеку приходиться прикладывать усилия и ограничивать себя.

Всякое правильное дело начинается с помысла, но это невозможно сделать, если голова постоянно забита житейскими проблемами. Что же мы можем делать для хранения своего ума? Уйти в пустыню, чтобы остаться наедине с самим собой для совершенствования духа? – Нет, не можем ведь, в основном, все семейные и имеющие многочисленные обязательства перед людьми. Но при содействии Божьем, и даже в присутствии множества людей,  вполне реально ограничить свои зрение, слух и разговоры от бранных слов, от сплетен и осуждения других.

Обратим внимание на внешний вид святого. Ходить только в дерюге (в качестве замены аутентичной верблюжьей шерсти не очень распространенной в нашей климатической зоне) вряд ли удастся, потому что окружающие одеты по определённым требованиям общества и в соответствии с влиянием современной моды. Но мы всё же можем избегать излишеств при приобретении одежд.

Является ли вторая или третья пара обуви или второй пуховик (куртка), излишеством? На этот вопрос каждый должен ответить для себя сам, не договариваясь со своей совестью, не идя на поводу у страстей. Ведь климатические и физические условия жизни у нас всех разные. Кто-то может всю зиму от 0о и до -20о проходить в одной куртке и не заметить изменения погоды; а кому-то в одном пуховике в 0о будет жарко, в -5о хорошо, а в -10о уже холодно. Не стоит забывать и о дресс-коде, когда на определенное мероприятие требуется конкретная одежда, пусть даже на один раз. Но когда женщина покупает вещи заранее, только чтобы они были так как когда-нибудь (совсем не обязательно) может понадобиться, или имеет обувь под каждую сумочку и\или куртку или несколько курток на один сезон лишь только потому, что это гармонирует с определенным костюмом или её настроением, или покупает платья, которые одевает лишь пару раз – это уже излишество. Когда мужчина имеет достаточное количество вещей и не пользуется ими, так как некуда надеть – это тоже излишество.

Чем питался святой? Очень простой пищей – акридами (в толкованиях объясняется что это либо бобовые или сушёная саранча) и диким мёдом, и не пил вина. Вовсе исключить из своего рациона скоромное и алкоголь ради подвига во Славу Божью – недосягаемая для многих величина. Но не использовать дар Божий во вред себе, а именно не переедать и не напиваться - вполне реально.

Определившись с коррективами внешнего образа жизни, необходимо вспомнить про невидимое обычному глазу - работу души. Без правильных ориентиров она при внешней доброй деятельности тела, которую часто имеют и язычники и безбожники, не принесёт духовного плода. Началом духовной жизни является наше покаяние – обещание Богу, в надежде на Его милость, исправления прежних сознательных грехов и ошибок. Оно остаётся главнейшей предпосылкой для действия благодати в уме и чувствах человека. К сожалению, мы постоянно впадаем в грех, но велико долготерпение Творца о нас. Он, согрешивших, но кающихся, вновь и вновь омывает от скверны. И дальнейшее хранение ума, посредством содействия благодати личным усилиям человека, помогает сохранить духовную чистоту и приходить «от силы в силу» (Пс. 83:8).

Слава Богу, мы уже имеем совершенное Крещение дарованное Христом! Греческое слово «βάπτισμα», буквально переводится как «погружение в воду». Но в русском языке мы видим, что это действие при переводе получило отличающуюся от оригинала окраску, но при этом вошедшее в согласие со словами Господа: «чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (Мф. 11:23). В одной фразе объединяются чаша страдания с понятием Крещения. Получается, что принять крещение - это не только троекратно погрузиться в воду, с призыванием Имён Лиц Святой Троицы. Это также следование за Христом с терпением скорбей и трудностей «в мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33), хотя Господь нас и утешает: «мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Пророк Иоанн, будучи невинно казнённым, принял крещение именно посредством страдания.

И так, верующие во Христа, услышав призыв Предтечи, ответьте на него истовым покаянием и обещанием исправиться, «прямыми сделаем пути» свои (см. Мк. 1:3). Доверьте Богу всё своё бытие, испрашивая терпения и сил в настоящих и предстоящих испытаниях. Будьте подражателями величайшего пророка и, проводя время, отпущенное вам, в духовных и физических трудах сподобитесь видеть Святую Троицу. Аминь.

священник Григорий Миронов,
клирик храма Вознесения Господня
г. Электросталь