Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

Будьте как дети (Мк. 10:11-16)

03.01.18

Будьте как дети (Мк. 10:11-16)

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

В сегодняшнем Евангельском отрывке Христос говорит о двух вроде бы не связанных между собою вещах: о расторжении брака и об отношении к детям.

С точки зрения ветхозаветного закона развод допускался. Тогда невозможно было требовать от человека такой полноты супружеской жизни, которая была дана людям в Раю. Адам говорит про жену свою «Это плоть от плоти моей…». Сохранить это понимание, эту целостность оказалось очень не просто, она была утеряна после грехопадения. По иудейскому закону только муж мог расторгнуть брак, жена же после развода возвращалась в дом отца и практически уже не имела возможности устроить свою семейную жизнь. Брак и семейная жизнь — дар, данный человеку Богом, а хранение верности между супругами закон вечный.  Христос говорит, что «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Мф. 19:8).                    

Современные церковные браки тоже иногда распадаются. Замечательный пример есть в Евангелии, когда Христос умывает ноги Своим ученикам, делает грязную работу, но Он «не для того пришел, чтобы Ему служили, но, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28). В семье тоже очень важно, чтобы было взаимное служение. Нужно идти навстречу друг другу, быть открытыми для диалога. Когда люди разделены, они становятся легкой добычей для сил зла.

Верность супругов в семье становится и прообразом верности Единому Богу. Христос говорит о разводе, но одновременно Он говорит и об отношении человека с Богом. Об этом следующая мысль сегодняшнего Евангелия – об отношении к детям.

Ко Христу стекалось много нуждающихся. Они верили, что этот Человек может разрешить их всевозможные проблемы.

Однажды женщины привели к Иисусу детей. Считалось крайне благочестивым, чтобы детей благословил какой-нибудь известный раввин.

Деторождение в Ветхом Завете было основной целью брака. Бездетность считалась страшным  Божьим наказанием и величайшим несчастьем для семьи. Воспитание сыновей и обучение их Закону (Торе) начиналось с раннего возраста. В других народах было принято отдавать детей на воспитание своим рабам.  Евреи же считали воспитание детей святой обязанностью, и обучали сыновей либо сами, либо доверяли это достойным учителям из общины. Значимость обучения мальчиков Закону приравнивалось к богослужению. На  образование  детей бедняков  деньги собирала вся община.

И все же древний мир был взрослым миром взрослых людей. Ребенок не считался личностью, и статус его был крайне низок. В случае материальных затруднений родители могли продать его в рабство. Были и более жесткие меры – всенародное убийство непокорных детей через каменование (когда обвиняемого до смерти забивали камнями) (Втор.21:18-21).

И теперь ученики возмущены – Иисус говорит о высоких вещах, а тут Его отвлекают.

Но вдруг Христос поступает совершенно неожиданно: Он рассердился, даже как сказано в Евангелии, вознегодовал на Своих учеников. Господь считает крайне важным, чтобы и детей приносили к Нему, «ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф.19:14).

Что же есть в ребенке, чего нет у взрослого? В первую очередь его искренность. Он принимает своих родителей такими, какие они есть и безоговорочно верит им. Мы утратили эту детскую доверчивость. Апостол Павел говорит: «на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1Кор.14:20). Открытость и доверчивость детской души есть образ доверия человека к Богу. В молитве «Отче наш» мы Бога называем Отцом, даже еще точнее слово «Авва» переводится как «папа».  

Но в этой евангельской истории есть и другой смысл. Дитя – здесь, как символ человека социально малозначимого, подчас даже униженного, того, кого Христос называет «нищими духом». У ребенка нет ничего своего, он полностью зависит от воли родителей. Спаситель говорит: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17:9). Господь предупреждает, что перед лицом общества мы тоже можем оказаться бесправными, таким же неприметным и малозначимым как дитя. Преимущество детей в том, что они полностью зависят от своих родителей. Но зависимость эта не рабская, а зависимость взаимной любви. Грядущее Царствие Божие уже присутствует здесь на земле в личности Иисуса Христа. Его принимают те, кто, как дети, доверяют Богу, дают Ему возможность заключить себя в Его объятия и благословить. «И, обняв детей, возложил руки на них и благословил их» (Мк.10:15). Аминь!

протоиерей Сергий Поддубный,
настоятель Вознесенского храма г. Электросталь