Проповедь на Неделю 23-ю по Пятидесятнице
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
В сегодняшнем Евангельском отрывке мы видим несчастного, который был вместилищем легиона бесов. Демоны мучили душу человека и управляли им. И он, закованный в железные узы ради безопасности окружающих, был ведом невероятной злой силой, способной разрывать и эти кандалы. Спаситель исцеляет болящего, и просветляет его ум и возвращает в трезвое состояние человеческого бытия.
Беснование – это неисповедимое попущение Божие, которое понятно только Ему Самому.
Воспринимать данный эпизод Священного Писания можно и как испытание для самого человека. Испытание – одна из основ спасения. Сам Господь всей Своей жизнью показывает нам это – от Своего Рождения в тяжелейших условиях, до Крестной смерти.
Исцеление Гадаринского бесноватого – это великое чудо, которое призывает верующих о многом задуматься. Ведь в основном, человек, имея природу падшую, удобопреклонную ко греху, надеясь, зачастую, на свою гордыню и тщеславие, на своё “я”, пытается строить свою жизнь не на Евангелии, а так как сам разумеет. И затем всё более и более искушаясь собственной похотью, накопив великое множество грехов, приходит в тупик: его жизнь не складывается; разум мечется от одного решения к другому; с ближними полнейший разлад - и что делать дальше не понятно. И в эту ситуацию Своей властью вступает Милосердный Господь, попуская испытания человеку, через его собственную жизнь, приближая (часто годами, а не мгновенно, как хотелось бы) к тому событию, которое можно назвать исцелением – к первой Исповеди, к первому Причастию. Самому испытуемому сложно принять мысль о том, что именно Бόг испытывает его, посылает скорби для скорейшего нахождения пути к Нему. Грешник боится подобно народу, которого объял страх перед чудом исцеления бесноватого. Он не понимает, что Создатель воспитывает человека, как любящий Отец Своё дитя. И только со временем приходит прояснение разума и понятие того, что ведётся образ жизни греховный, а значит разлагающий всё вокруг.
Кажется, что вышеописанное относится только к тем людям, которые были крещены когда-то, а в храм не ходили, и Христа не искали. А бывает ли подобное испытание у воцерковлённого, имеющего многолетний опыт веры и участия в Таинствах? Можно с уверенностью сказать, что бывает. К примеру: человек молится, постится, а чувствует, что внутри у него всё молчит, и его молитвенное делание просто привычка и мысль «горé» (высоко – прим.ред.) не воздвигается. А тут ещё снова появляются старые, угасшие страсти, которые уже и не думалось, что появятся вновь. Это состояние в святоотеческих трудах называется «окамененным нечувствием». От этого ощущения становится тяжело. Приходит понимание - плодов веры нет. Воздержания и кротости - не появилось, а о любви - и говорить рано. Это ли не испытание веры, которое подаётся, дабы закалить душу верующего? Вседержитель призывает нас к такому образу жизни, чтобы мы воистину «горé имели сердца» (возглáс священника на Евхаристическом каноне). Не может наша падшая природа иметь постоянства. Сложно совладать со своими мыслями, действиями, страстями. Для того, чтобы мы не очерствели или, наоборот не возомнили о себе, не впали в прелесть – Господь смиряет нас испытаниями. Нам посылаются скорби, болезни, иногда и смерть ближних. Но мы веруем, что Он как Истинный Врачеватель исцелит нас, просветит и помилует, положив окончание испытанию нашей веры и жизни. Тогда сделавшись сильнее через преодоление наших грехов, возблагодарим Бога, и, подобно исцелённому бесноватому, будем проповедовать о том, что «сотворил нам Иисус» (ср. Лк. 8:39).
Аминь.
Священник Владимир Градов,
клирик Христорождественского храма
села Ямкино