Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

Праздник, посвященный 190-летию Успенского храма с.Стромынь

20.08.17

20 августа на приходе Успенского храма села Стромынь состоялось праздничное мероприятие, посвящённое 190-летию храма. На торжество были приглашены потомки тех, кто служил в храме в Х1Х-ХХ веках: священников, диаконов, пономарей, членов приходского совета, певчих. Для собравшихся гостей был устроен праздничный концерт. Учащиеся воскресной школы подготовили стихотворения, музыкальные  и театральные номера, были показаны слайды и фильм  из жизни прихода, архивные фото и интервью. Была развернута выставка, экспонатами которой стали фотографии храма, рисунки детей, а также книги, принадлежащие священникам, часть изразца, найденного на месте бывшего мужского монастыря. В заключение торжества все гости были приглашены на трапезу, где родственники служивших когда-то в Успенском храме смогли познакомиться друг с другом, пообщаться, поделиться воспоминаниями. Встреча потомков клириков, причетников и прихожан проводилась на приходе Успенского храма в первый раз, не все смогли присутствовать. Идея таких собраний очень понравилась присутствующим, встреча оказалась полезной и интересной. Теперь подобные встречи предполагается сделать регулярными.

Матушка Ольга Пархоменко: «К сожалению, не все смогли сегодня приехать на нашу встречу. Среди присутствующих была Лидия Каменская, праправнучка диакона  Иоанна Павловича Петухова, который служил в храме с 1921 года, Сергей Александрович Князев, праправнук Петра Федоровича Князева, репрессированного, члена церковного совета в 1936 году. На встрече были Светлана Куликова и Любовь Ивакина – родные племянницы Евдокии Николаевны Мартыновой, старосты церкви, хранившей чудотворную икону Кипрской Божией Матери в годы, когда храм был закрыт. Вера Колубкина – двоюродная правнучка Анны Юткиной, второй хранительныцы чудотворной иконы. Перед прихожанами сегодня выступил краевед, кандидат физико-математических наук Михаил Сергеевич Дроздов».

Михаил Дроздов: «Я давно занимаюсь историей наших окрестностей и, в частности, Стромыни. Надо сказать, что Стромынский храм – это совершенно необычное явление в нашей истории. Про любой храм, конечно, можно так сказать, история каждого храма уникальна, оригинальна, интересна, но Стромынский храм – это нечто особое. Стромынский храм является наследником Стромынского монастыря, основанного самим Сергием Радонежским на реке Дубенке на Стромыни. Сейчас на месте этого монастыря кладбище. Там, где был похоронен первый игумен Савва Стромынский, теперь стоит часовенка, вокруг могилы жителей Стромыни, но еще остались и древние захоронения. Успенский Дубенский монастырь, основанный Сергием Радонежским, просуществовал около 400 лет. После того как в 1764 году по распоряжению правительства монастырь был упразднен, духовная жизнь перешла в сельский храм. Но вскоре, в 1783 году, он был разобран как ветхий. Все имущество монастырское было перенесено в Никольский храм. 190 лет назад здесь, в середине села Стромынь, стояла деревянная церковь святителя Николая Чудотворца с одним приделом. 17 мая 1821 года священник Порфирий Васильевич Флеров и прихожане храма обратились с прошением к митрополиту Московскому и Коломенскому Серафиму о постройке каменной церкви во имя Успения Божией Матери  взамен Николаевской деревянной, пришедшей в ветхость. В 1827 году состоялось освящение нового каменного храма с тремя приделами: центральным – в честь Успения Божией Матери и боковыми -  святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского.  Стоит отметить стромынских людей. Благодаря им в тяжелые годы  храм не был никогда полностью разорен. Часто он закрывался на некоторое время, но разорен или разрушен не был. Местные жители  после 1917 года несколько раз не дали закрыть церковь, они сохранили святыню Стромыни и всего нашего Богородского края – Кипрскую икону Божией Матери. Есть еще такой интересный факт – рядом со Стромынским храмом есть могила родного дяди Натальи Николаевны Пушкиной (Гончаровой), жены Александра Сергеевича Пушкина. Какое удивительное место – здесь и Сергий Радонежский, и Савва Стромынский, здесь и Пушкин рядом с нами! Так что это очень не простое место.

Мы со Светланой Викторовной Поляковой работали в архивах в Центральном Историческом архиве Москвы, составляли список священников, служивших в этом храме. И потомки священников, с которыми мы сегодня познакомились, занимались тем же делом – пытались восстановить историю. Собирая информацию о тех, кто тут служил, можно полнее восстановить историю храма и села. И вот общими трудами список мы составили. Но оказалась совершенно удивительная вещь – хоть фамилии священников совершенно разные, мы установили периоды, когда они служили, а потом от потомка священника Виноградова мы узнали, что, оказывается, они практически все родственники! Получалось, что они родственники не по мужской линии, а по женской. Потому фамилии у них разные, а кровь сохранялась. Можно сказать, что в храме служила одна династия на протяжении всего 19 и начала 20 века. И даже после войны, примерно, в 1946 году  служба была возобновлена, и служил там опять священник Виноградов, но уже старенький. Он из тех Виноградовых, что служили в храме еще до революции. Надо сказать, что священники здесь служили подолгу, потому их было не так много, как в других храмах, передавали свое служение они в основном своим зятьям. Например, начиная с каменной церкви, то есть с 1827 года и до начала 20 века служило всего 5 священников. Практически на одном месте они служили всю жизнь».

Любовь Макеева: «Я внучка Иоанна Павловича Петухова по материнской линии. Конечно, я помню рассказы мамы, которая часто вспоминала о репрессии, тех годах. Во время Прощеного воскресенья он окрестил своего внука Александра в 1938 году, пришел домой, чтобы отдохнуть, и тут явились активисты-комсомольцы и предупредили, что за ним сейчас придут. Приехали за ним на «черном воронке». После этого его никто не видел. Уже  после войны к моей маме приехал мальчик, который был арестован вместе с моим дедом и сказал: вашего деда расстреляли в поле. А в каком поле – не известно. Вот такая печальная история. А взяли его, как говорит моя мама, за колокола. Он прятал колокола. И мы не можем нигде в архивах найти информацию о том, когда и при каких обстоятельствах умер наш дед».

Лидия Каменская: «Я праправнучка диакона Иоанна Павловича Петухова. К предыдущему рассказу я бы хотела добавить, что когда пришли демонтировать колокола, он спрятал ключи от колокольни – это причина его репрессии. Никаких следов мы не можем найти, как усердно бы не старались. Нашли только справку, что был человек, что рожден от таких-то родителей, в таком-то селе и больше ничего, никаких следов. Единственная зацепка - когда мы были в Бутово, там нам сказали, что пласт, который вскрыли в Бутовском полигоне – это лишь мельчайшая часть того, что еще могут там найти».