Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

"Маловерный"

15.08.17

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Читая Евангелие, мы то и дело слышим, как Господь с горечью упрекает учеников в недостатке веры. Вот и в ближайшее воскресенье будет прочитан такой отрывок. Здесь "маловерным" назван апостол Петр после того, как он чуть не погиб в волнах Геннисаретского озера. И случилось это как раз по причине маловерия.

Евангелие повествует, как Иисус велел ученикам переправиться на другой берег озера, а Сам остался помолиться наедине. И вот среди ночи, когда лодка была на середине моря и ее било волнами из-за противного ветра, они увидели, что кто-то идет к ним прямо по воде. Нетрудно представить себе ужас учеников. Ночь... темнота... ветер... волны... и приближающийся к ним некто. "Это призрак!" - решают они и кричат от страха. Но слышат знакомый голос своего Учителя: "Ободритесь; это Я, не бойтесь" (Мф. 14. 27-31). Вероятно, страх сменился радостью, а у Петра, самого горячего из всех, восторг был так велик, что он в порыве восклицает: "Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде". И Господь велит. И Петр смело делает шаг за борт и идет по волнам навстречу своему Учителю!

Происходит чудо: вода под ногами Петра обретает твердость, по ней можно идти, как по земле. Чудо, однако, длилось недолго. Подул сильный ветер, Петр испугался и сразу же начал тонуть. «Господи! спаси меня», - кричит он. Господь подает ему руку, и оба оказываются в лодке. «Маловерный! зачем ты усомнился?», - укоряет ученика Учитель.

«МАЛОВЕРНЫЙ»! У кого из нас повернется язык произнести это слово по отношению к апостолу Петру? Если он «маловерный», то мы каковы же? Все относительно. По сравнению с той верой, какую желает видеть в человеке Христос, вера Петра, наверное, тогда еще была недостаточна. А по сравнению с нашей?

Для нас этот Евангельский рассказ - не только повествование о конкретном событии, но и прекрасная метафора, помогающая глубже понять, что же такое настоящая вера, что значит жить по вере. У замечательной женщины, подвижницы и мученицы двадцатого века монахини Марии (Скобцовой) есть рассуждение о двух способах жизни в нашем мире: «хождении по земле» и «хождении по водам».

Жить верою – значит «ходить по водам».

«Ходить по земле» проще и надежнее. В этом случае человек опирается на здравый смысл, на житейский опыт, на все то, что проверено и относительно безопасно. С точки зрения «ходящего по земле», «хождение по водам» – безумие. Здесь нет привычных опор. Ни опыт, ни благоразумие, ни мнение окружающих, ни гарантия безопасности – ничто это не существенно, а важно только одно – ВОЛЯ БОЖИЯ. Она же порой бывает очень даже не созвучна так называемому житейскому здравому смыслу. Неоднократно, когда приходилось мне говорить с людьми о Евангелии, о Нагорной проповеди, о любви к врагам, о необходимости прощать «до седмижды семидесяти раз», подставить левую щеку, когда ударили по правой, о богатом юноше, которому Господь велит продать имение свое, раздать деньги нищим и следовать за Ним, слышал я недоуменное: «Но ведь так жить невозможно!». Да, невозможно, если не веришь. А если веришь – возможно!

Различны степени веры. Кто-то, сидя в лодке и видя дерзнувших шагнуть за борт и пойти по водам навстречу Господу, искренне восхищается ими, но и мысли не допускает пойти вслед за ними. «Нет, это не для меня! Куда мне!» Есть и такие, кто чувствует, что надо решиться, понимает, что без этого в нашей жизни не произойдет самого главного, надеется, что рано или поздно сделает этот шаг, но… «не сейчас, попозже». И томится, и мучается такой человек, как мучился когда-то Блаженный Августин, который понимал, что только во Христе подлинная жизнь, но не чувствовал в себе сил отказаться от привычного греховного образа жизни. В своей бессмертной «Исповеди» он искренне рассказывает о невыносимых терзаниях и о том, как любовь ко Христу все же восторжествовала, как решительный шаг был наконец сделан. Рассказ о том, как это произошло, - на мой взгляд, один из самых волнующих во всей мировой литературе.

Счастлив тот, кто этот шаг сделал! Счастлив, кто принял решение жить по-христиански, жить по Евангелию, чего бы это ему ни стоило, чем бы ни грозило! Не так много таких людей, но и с ними бывает то же, что произошло с Петром. «Ветер» усиливается, и душу охватывает страх. И если удастся страху овладеть нами, «вода» утрачивает твердость, перестает быть опорой, уже не держит нас, и мы начинаем тонуть.

Впрочем, «тонуть» еще не значит «утонуть». Если не хватает у нас веры, чтобы не испугаться, то пусть хватит на то, чтобы, подобно Петру, изо всех сил взывать: «Господи! спаси меня». И протянет Господь руку, как протянул Петру, и поддержит, и спасет! Аминь.

                                                                           Протоиерей Игорь Гагарин,
настоятель Иоанно-Предтеченского храма
села Ивановское