Новомученики Богородские: новые имена
Новомученики Богородские: новые имена
Говоря о новомучениках Богородских, обычно имеют в первую очередь ввиду тех, чьим последним местом служения перед принятием мученического венца были храмы Богородского благочиния. Но есть и те, кто родился на Богородской земле или начинал здесь свое церковное служение. Их имена, возможно, пока меньше известны у нас, но в храмах, где они служили, этих святых знают, помнят и почитают. Расскажем о двух таких священниках.
Священномученик Владимир (Смирнов)
Будущий священномученик Владимир Алексеевич Смирнов родился 29 мая 1877 года в селе Петропавловском Богородского уезда. Отец его, Алексей Семенович Смирнов, служил диаконом в местной церкви святых апостолов Петра и Павла. Владимир учился сначала в Заиконоспасском Духовном училище, а после его окончания в 1891 году по стопам своих старших братьев Алексия, Ивана и Сергия поступил в Московскую Духовную семинарию. К этому времени скончался его отец. По окончании семинарии в 1897 году Владимир Алексеевич был определён законоучителем в церковно-приходскую школу в Обуховской слободе на Клязьме, но преподавал в этой школе только один год. В журнале «Московские ведомости» за 1898 год содержится запись о поступлении его на службу в Ивановский монастырь: «Учитель Обуховской ц.-п. школы Владимир Смирнов определен псаломщиком в Ивановский монастырь». Так мы узнаем, что в 1898 году 21-летний псаломщик Владимир Смирнов начал служить в алтаре собора Ивановской обители под руководством опытных клириков.
В клировых ведомостях Ивановского монастыря за 1901 год содержится запись о том, что псаломщик Владимир Алексеевич Смирнов, 24-х лет, сын диакона, имеет жену Александру Петрову 25-ти лет и приходится зятем диакону Алексию Петрову Скворцову. В течение девяти лет происходит возрастание Владимира из псаломщика во диакона и потом в священника. Точно неизвестно, когда Владимир Алексеевич принял священный сан. Из справки о церковно-приходской школе при хуторе Московского Ивановского монастыря от 29 декабря 1908 года следует, что с 22 марта 1907 года обязанности священника хуторской церкви и законоучителя в школе были возложены на священника Владимира Алексеевича Смирнова. С 1913 года отец Владимир стал преподавать Закон Божий в Лупихинском Земском училище Московского уезда.
В журнале «Московские ведомости» содержатся сведения о награждении священника Владимира: «1910 г. Священник Сергиевской церкви на хуторе Ивановского монастыря Владимир Смирнов награжден набедренником. 1914 г. № 18 офиц. Священник Сергиевской церкви на хуторе Ивановского монастыря Владимир Смирнов награжден скуфьею».
В выходившей в 1917 году газете «Московский церковный голос» найдено сообщение о том, что священник Сергиевской церкви хутора Ивановского монастыря Владимир Смирнов награжден камилавкой (июнь или июль 1917 г.). Таким образом, на протяжении двадцати четырех лет, с 21 года до 45-летнего возраста отец Владимир был клириком Ивановского монастыря. Здесь он воспринял высокий дух монастырской молитвы. Для нас важно единственное «живое» свидетельство о нем: жительница г. Долгопрудного Пелагия, вспоминая свои детские годы, рассказала, что служил тогда на хуторе отец Владимир, у него была матушка, но детей у них не было, также упомянула о том, что потом его «забрали».
Возможно, отсутствие детей в семье, служение в хуторском храме малого прихода, материальная неустроенность, а скорее всего — веяниие времени, желание защитить церковь, побудили в священнике стремление получить светское образование. Во всяком случае, известно, что в сентябре 1917 года отец Владимир поступил на юридический факультет Московского университета, и, невзирая на препятствия - гражданскую войну, голод и террор - продолжал учиться. 5 мая 1922 года отец Владимир Смирнов закончил юридический факультет Московского университета. В этом же году он переведён в Московскую епархию, и восемь лет (1922 года по 1930 год) служил в храме Семи Вселенских Соборов на Девичьем поле близ Новодевичьего монастыря, а затем в храме Сошествия Святого Духа на Кропоткинской улице в Москве. Обе церкви эти были разрушены в 1930-х годах.
В марте 1930 года отец Владимир был осужден Хамовническим судом на выселение из Москвы, а в августе того же года на его квартире был произведен обыск. 28 декабря 1930 года он был арестован по групповому делу. Обвинен в «антисоветской агитации» (ст. 58−10 УК РСФСР), и 3 января 1931 года приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3-м годам высылки в Северный край.
По окончании срока высылки отцу Владимиру разрешили «свободное проживание на территории СССР» Справка об освобождении выдана в 1934 году в г. Архангельске. Место жительства отец Владимир нашёл в селе Ярополец Волоколамского района Московской области, куда он переехал вместе с супругой, Александрой Петровной, и где стал служить в Казанской церкви. В эти годы он возведён в сан протоиерея.
Из протоколов следствия нам приоткрывается скорбная жизнь отца Владимира в эти годы. В конце 1934 власти предприняли попытку снять колокола с Казанской церкви. «Смирнов собрал вокруг себя верующих и говорил им:
- Православные, смотрите, как обнаглела советская власть, веками вы воздвигали храмы Божии, а они их разоряют, снимают святые колокола, а за ними вслед будут снимать иконы и заберут всю церковную утварь. Надо протестовать и убедить их, что они неверно поступают, а если не послушаются, то надо прогнать».
Чтобы очернить священника, его обвинили «в избиении детей». По-видимому, школьники, настроенные враждебно, проходили в школу через ограду церкви, при этом «пели революционные песни». Батюшка в это время начинал службу, и прогнал кричащих школьников с территории храма. В справке на арест в 1937 г. записано, что в 1935 г. судим по ст. 74.ч.2 УК «за хулиганство и избиение детей школьников и за срыв снятия колоколов».
В декабре 1935 года на заседании Президиума ВЦИК принято постановление о закрытии Казанской церкви в селе Ярополец.
Из протокола допроса свидетеля обвинения некоего Иванова мы узнаём, какие отчаянные попытки делал отец Владимир, чтобы предотвратить эту беду:
«При закрытии церкви в 1936 году отец Владимир собрал «верующих старух и стариков», призывал пока не поздно ходатайствовать об оставлении церкви, «всё-таки вас как стариков послушают». Церковь всё же закрыли, и «Смирнов В.А., сдавая церковное имущество, в последний момент сказал: «Последнее место радости и веселия для верующих, и то забирают»».
Ещё одно обвинение:
«Гражданин Смирнов В.А. ходит по деревням, заходит в дома колхозников… так, зайдя в дом к гр-ну Карулину Михаилу, завёл разговор о спасении души, при этом говорил ему, чтобы он не забывал церковь и Бога, доказывал, что время переходное. Сколько Сов. Власть не царствует, а конец будет».
Из показаний других односельчан мы узнаем, что к отцу Владимиру домой приходили монахини. Кто-то увидел одну из них и донес на батюшку.
После закрытия Казанской церкви отец Владимир перешел служить в соседнюю церковь того же села. В 1937 году власти отняли «пустующую» колокольню, чтобы использовать её под водонапорную башню. Отец Владимир снова встал на защиту, что послужило дополнительным поводом к его аресту.
В последний раз 60-летний батюшка был арестован в первый день Рождественского поста, 28 ноября 1937 года, по обвинению в «антисоветской агитации» и отправлен в тюрьму Волоколамского р-на Московской области.
Приведем последний ответ обвиняемого священника на вопрос следователя:
«Антисоветскими и к/р разговорами я не занимался. Зачитанные мне свидетельские показания, уличающие в антисоветских и к/р разговорах я отрицаю, кроме того поясняю, что действительно, вопрос о закрытии церкви у нас обсуждался на церковном совете, где присутствовал я, члены церковного совета и диакон Цветков, ныне арестованный. На церковном собрании единогласно (постановили) ходатайствовать перед вышестоящими органами об оставлении храма за верующими. В результате храм все-таки был закрыт и наша жалоба об оставлении нам храма оставлена без последствий ..»
5 декабря 1937 года Особой тройкой при УНКВД СССР по Московской области протоиерей Владимир Смирнов приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. Расстрелян на Бутовском полигоне 10 декабря 1937 года. Здесь же в этот день пострадал и последний настоятель Троице-Сергиевой Лавры, преподобномученик Кронид (Любимов). Канонизирован отец Владимир Смирнов Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2006 года.
Священномученик Иоанн (Парусников)
Священномученик Иоанн родился 2 июня 1869 года в селе Захарово Клинского уезда Московской губернии в семье диакона Василия Парусникова. В 1890 году он окончил Московскую Духовную семинарию и был учителем в церковноприходских школах. 2 марта 1892 года был рукоположен во священника и служил на разных приходах Московской епархии до дня своего ареста. В 1916 году он был награжден наперсным крестом, в 1920 году возведен в сан протоиерея, в 1924 году награжден наперсным крестом с украшениями, в 1931 году – митрой.
В 1934 году протоиерей Иоанн был назначен настоятелем Успенского храма в селе Успенском Ногинского района. Успенский храм был выстроен в 1756 году и за полтора столетия тщанием прихожан богато украшен, имел богатую ризницу. В январе 1930 года храм был закрыт и обращен в клуб, и ризница была разграблена. В июле 1930 года власти возвратили храм православной общине, многое из того, что было в нем раньше, исчезло, но все необходимое для служения было найдено.
Через некоторое время отец Иоанн был переведен в храм Рождества Богородицы в селе Нестерово Орехово-Зуевского района, где также столкнулся с тем, что власти использовали любой случай для преследований. Из нестеровской церкви грабителями были похищены ризы с икон и дароносица. Поскольку все, что находилось в храме, включая и предметы богослужебные, по советскому законодательству принадлежало государству, то власти под угрозой уголовного преследования потребовали от священника возвращения государству стоимости похищенных предметов, и церковной общине из-за отсутствия средств пришлось просить отсрочить выплату.
В октябре 1937 года сотрудники НКВД допросили дежурных свидетелей – председателя нестеровского колхоза и местного комсомольца, которые подписали требуемые следователями показания. 10 февраля 1938 года отец Иоанн был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.
– Следствие располагает данными, что вы, будучи настроены против советской власти и ВКП(б), вели среди колхозников антисоветскую агитацию. Признаете это? – спросил священника следователь.
– Это я отрицаю. Среди колхозников никакой агитации не вел. Не отрицаю, что, собираясь на улице и в других местах, колхозники выражали недовольство советской властью. Иногда кто-нибудь везет меня куда-либо на лошади и выражает свое недовольство. Такие случаи бывали и на поминках.
– 19 октября 1937 года вы вели агитацию среди колхозников в контрреволюционном духе?
– Этого я не признаю.
– Летом 1937 года вы в деревне выражали недовольство советской властью, а также контрреволюционно-настроенно говорили относительно будущей войны?
– Это я совершенно отрицаю.
17 февраля 1938 года следствие было закончено, и 19 февраля тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу. Протоиерей Иоанн Парусников был расстрелян 7 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Святые священномученики Владимире и Иоанне, молите Бога о нас!