Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

Новомученики Богородские: новые имена

11.07.17

Новомученики Богородские: новые имена

Говоря о новомучениках Богородских, обычно имеют в первую очередь ввиду тех, чьим последним местом служения перед принятием мученического венца были храмы Богородского благочиния. Но есть и те, кто родился на Богородской земле или начинал здесь свое церковное служение. Их имена, возможно, пока меньше известны у нас, но в храмах, где они служили, этих святых знают, помнят и почитают. Расскажем о двух таких священниках.

Священномученик Владимир (Смирнов)

Будущий священномученик Владимир Алексеевич Смирнов родился 29  мая 1877 года в  селе Петропавловском Богородского уезда. Отец его, Алексей Семенович Смирнов, служил диаконом в  местной церкви святых апостолов Петра и  Павла. Владимир учился сначала в  Заиконоспасском Духовном училище, а  после его окончания в  1891 году по  стопам своих старших братьев Алексия, Ивана и  Сергия поступил в  Московскую Духовную семинарию. К  этому времени скончался его отец. По  окончании семинарии в  1897 году Владимир Алексеевич был определён законоучителем в  церковно-приходскую школу в  Обуховской слободе на  Клязьме, но  преподавал в  этой школе только один год. В  журнале «Московские ведомости» за  1898 год содержится запись о  поступлении его на  службу в  Ивановский монастырь: «Учитель Обуховской ц.-п. школы Владимир Смирнов определен псаломщиком в  Ивановский монастырь». Так мы  узнаем, что в  1898 году 21-летний псаломщик Владимир Смирнов начал служить в  алтаре собора Ивановской обители под руководством опытных клириков.

В  клировых ведомостях Ивановского монастыря за  1901 год  содержится запись о  том, что псаломщик Владимир Алексеевич Смирнов, 24-х лет, сын диакона, имеет жену Александру Петрову 25-ти лет и  приходится зятем диакону Алексию Петрову Скворцову. В течение девяти лет происходит возрастание Владимира из  псаломщика во  диакона и  потом в  священника. Точно неизвестно, когда Владимир Алексеевич принял священный сан. Из  справки о  церковно-приходской школе при хуторе Московского Ивановского монастыря от  29  декабря 1908 года следует, что с  22  марта 1907 года обязанности священника хуторской церкви и  законоучителя в  школе были возложены на  священника Владимира Алексеевича Смирнова. С  1913 года отец Владимир стал преподавать Закон Божий в  Лупихинском Земском училище Московского уезда.

В  журнале «Московские ведомости» содержатся сведения о  награждении священника Владимира: «1910  г.  Священник Сергиевской церкви на  хуторе Ивановского монастыря Владимир Смирнов награжден набедренником. 1914  г. № 18 офиц. Священник Сергиевской церкви на  хуторе Ивановского монастыря Владимир Смирнов награжден скуфьею».

В  выходившей в  1917 году газете «Московский церковный голос» найдено сообщение о  том, что священник Сергиевской церкви хутора Ивановского монастыря Владимир Смирнов награжден камилавкой (июнь или июль 1917  г.). Таким образом, на протяжении двадцати четырех лет, с  21 года до  45-летнего возраста отец Владимир был клириком Ивановского монастыря. Здесь он  воспринял высокий дух монастырской молитвы. Для нас важно единственное «живое» свидетельство о  нем: жительница г. Долгопрудного Пелагия, вспоминая свои детские годы, рассказала, что служил тогда на  хуторе отец Владимир, у  него была матушка, но  детей у  них не  было, также упомянула о  том, что потом его «забрали».

Возможно, отсутствие детей в  семье, служение в  хуторском храме малого прихода, материальная неустроенность, а  скорее всего  — веяниие времени, желание защитить церковь, побудили в  священнике стремление получить светское образование. Во  всяком случае, известно, что в  сентябре 1917 года отец Владимир поступил на  юридический факультет Московского университета, и, невзирая на  препятствия - гражданскую войну, голод и  террор - продолжал учиться. 5  мая 1922 года отец Владимир Смирнов закончил юридический факультет Московского университета. В  этом  же году он  переведён в  Московскую епархию, и  восемь лет (1922 года по  1930 год) служил в  храме Семи Вселенских Соборов  на  Девичьем поле близ Новодевичьего монастыря, а  затем в  храме Сошествия Святого Духа на  Кропоткинской улице в  Москве. Обе церкви эти были разрушены в  1930-х годах.

В  марте 1930 года  отец Владимир был осужден Хамовническим судом на  выселение из  Москвы, а  в  августе того  же года на  его квартире был произведен обыск. 28  декабря 1930 года он  был арестован по  групповому делу. Обвинен в  «антисоветской агитации» (ст. 58−10 УК  РСФСР), и  3  января 1931 года приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к  3-м годам высылки в  Северный край.

По  окончании срока высылки отцу Владимиру разрешили «свободное проживание на  территории СССР» Справка об  освобождении выдана в 1934 году в г.  Архангельске. Место жительства отец Владимир нашёл в  селе Ярополец Волоколамского района Московской области, куда он  переехал вместе с  супругой, Александрой Петровной, и  где стал служить в  Казанской церкви. В  эти годы он  возведён в  сан протоиерея.

Из  протоколов следствия нам приоткрывается скорбная жизнь отца Владимира в  эти годы. В  конце 1934 власти предприняли попытку снять колокола с  Казанской церкви. «Смирнов собрал вокруг себя верующих и  говорил им:

- Православные, смотрите, как обнаглела советская власть, веками вы  воздвигали храмы Божии, а  они их  разоряют, снимают святые колокола, а  за  ними вслед будут снимать иконы и  заберут всю церковную утварь. Надо протестовать и  убедить их, что они неверно поступают, а  если не  послушаются, то  надо прогнать».

Чтобы очернить священника, его обвинили «в  избиении детей». По-видимому, школьники, настроенные враждебно, проходили в  школу через ограду церкви, при этом «пели революционные песни». Батюшка в  это время начинал службу, и  прогнал кричащих школьников с  территории храма. В  справке на  арест в  1937  г.  записано, что в  1935  г.  судим по  ст.  74.ч.2 УК «за  хулиганство и  избиение детей школьников и  за  срыв снятия колоколов».

В  декабре 1935 года на  заседании Президиума ВЦИК принято постановление о  закрытии Казанской церкви в  селе Ярополец.

Из  протокола допроса свидетеля обвинения некоего Иванова мы  узнаём, какие отчаянные попытки делал отец Владимир, чтобы предотвратить эту беду:

«При закрытии церкви в  1936 году отец Владимир собрал «верующих старух и  стариков», призывал пока не  поздно ходатайствовать об  оставлении церкви, «всё-таки вас как стариков послушают». Церковь всё  же закрыли, и  «Смирнов В.А., сдавая церковное имущество, в  последний момент сказал: «Последнее место радости и  веселия для верующих, и  то  забирают»».

Ещё одно обвинение:

«Гражданин Смирнов В.А. ходит по  деревням, заходит в  дома колхозников… так, зайдя в  дом к  гр-ну Карулину Михаилу, завёл разговор о  спасении души, при этом говорил ему, чтобы он  не  забывал церковь и  Бога, доказывал, что время переходное. Сколько Сов. Власть не  царствует, а  конец будет».

Из  показаний других односельчан мы  узнаем, что к  отцу Владимиру домой приходили монахини. Кто-то увидел одну из  них и  донес на  батюшку.

После закрытия Казанской церкви отец Владимир перешел служить в  соседнюю церковь того  же села. В  1937 году власти отняли «пустующую» колокольню, чтобы использовать её  под водонапорную башню. Отец Владимир снова встал на  защиту, что послужило дополнительным поводом к  его аресту.

В  последний раз 60-летний батюшка был арестован в  первый день Рождественского поста, 28  ноября 1937 года, по  обвинению в  «антисоветской агитации»  и  отправлен в  тюрьму Волоколамского р-на Московской области.

Приведем последний ответ обвиняемого священника на  вопрос следователя:

«Антисоветскими и к/р разговорами я  не  занимался. Зачитанные мне свидетельские показания, уличающие в  антисоветских и к/р разговорах я  отрицаю, кроме того поясняю, что действительно, вопрос о  закрытии церкви у  нас обсуждался на  церковном совете, где присутствовал я, члены церковного совета и  диакон Цветков, ныне арестованный. На  церковном собрании единогласно (постановили) ходатайствовать перед вышестоящими органами об  оставлении храма за  верующими. В  результате храм все-таки был закрыт и  наша жалоба об  оставлении нам храма оставлена без последствий ..»

5  декабря 1937 года Особой тройкой при УНКВД СССР по  Московской области протоиерей Владимир Смирнов приговорен к  высшей мере наказания  — расстрелу. Расстрелян на  Бутовском полигоне 10  декабря 1937 года. Здесь  же в  этот день пострадал и  последний настоятель Троице-Сергиевой Лавры, преподобномученик Кронид (Любимов). Канонизирован отец Владимир Смирнов Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от  6  октября 2006 года.

Священномученик Иоанн (Парусников)

Священномученик Иоанн родился 2 июня 1869 года в селе Захарово Клинского уезда Московской губернии в семье диакона Василия Парусникова. В 1890 году он окончил Московскую Духовную семинарию и был учителем в церковноприходских школах. 2 марта 1892 года был рукоположен во священника и служил на разных приходах Московской епархии до дня своего ареста. В 1916 году он был награжден наперсным крестом, в 1920 году возведен в сан протоиерея, в 1924 году награжден наперсным крестом с украшениями, в 1931 году – митрой.

В 1934 году протоиерей Иоанн был назначен настоятелем Успенского храма в селе Успенском Ногинского района. Успенский храм был выстроен в 1756 году и за полтора столетия тщанием прихожан богато украшен, имел богатую ризницу. В январе 1930 года храм был закрыт и обращен в клуб, и ризница была разграблена. В июле 1930 года власти возвратили храм православной общине, многое из того, что было в нем раньше, исчезло, но все необходимое для служения было найдено.

Через некоторое время отец Иоанн был переведен в храм Рождества Богородицы в селе Нестерово Орехово-Зуевского района, где также столкнулся с тем, что власти использовали любой случай для преследований. Из нестеровской церкви грабителями были похищены ризы с икон и дароносица. Поскольку все, что находилось в храме, включая и предметы богослужебные, по советскому законодательству принадлежало государству, то власти под угрозой уголовного преследования потребовали от священника возвращения государству стоимости похищенных предметов, и церковной общине из-за отсутствия средств пришлось просить отсрочить выплату.

В октябре 1937 года сотрудники НКВД допросили дежурных свидетелей – председателя нестеровского колхоза и местного комсомольца, которые подписали требуемые следователями показания. 10 февраля 1938 года отец Иоанн был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.


– Следствие располагает данными, что вы, будучи настроены против советской власти и ВКП(б), вели среди колхозников антисоветскую агитацию. Признаете это? – спросил священника следователь.


– Это я отрицаю. Среди колхозников никакой агитации не вел. Не отрицаю, что, собираясь на улице и в других местах, колхозники выражали недовольство советской властью. Иногда кто-нибудь везет меня куда-либо на лошади и выражает свое недовольство. Такие случаи бывали и на поминках.


– 19 октября 1937 года вы вели агитацию среди колхозников в контрреволюционном духе?

– Этого я не признаю.

– Летом 1937 года вы в деревне выражали недовольство советской властью, а также контрреволюционно-настроенно говорили относительно будущей войны?

– Это я совершенно отрицаю.

17 февраля 1938 года следствие было закончено, и 19 февраля тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу. Протоиерей Иоанн Парусников был расстрелян 7 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.


Святые священномученики Владимире и Иоанне, молите Бога о  нас!