Святой апостол Павел
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Святой апостол Павел в своем послании обращается к христианам евреям, живущим в Иерусалиме и Палестине. Он стремиться оградить их от гибельного пути иудейского национализма. Дело в том, что в это время усиливались настроения, приведшие впоследствии к восстанию против Римлян (восстанию, которое будет подавлено ужасающе жестоко, при этом Иерусалим и Храм будут разрушены).
Кроме того, после убийства Иродом праведного Иакова, брата Господня, иудеи воздвигают жестокие гонения на своих обратившихся ко Христу соплеменников. Многие из только уверовавших во Христа иудеев колеблются в вере, оставляют христианские собрания, возвращаясь в синагогу. Убеждая стойко переносить скорби и хранить истинную веру, показывая несравненное ее превосходство, мудрый Павел уже с пятого стиха послания цитирует Псалтирь, книгу высочайшего авторитета, которая является главной в иудейском богослужении.
Первыми в сегодняшнем чтении звучат стихи сто первого псалма, которыми апостол утверждает свое учение о Божестве Спасителя. Святой Иоанн Златоуст говорит: «То, что сказано у Давида об Отце, как Создателе, то Павел говорит о Сыне, как Творце, будучи уверен в равночестности Отца и Сына…» Сразу же апостол переходит к первому стиху сто девятого псалма: «Рече Господь Господеви моему…» Эти слова приводит Сам Спаситель, обращаясь к иудеям и призывая их задуматься о том, кто перед ними: « Что вы думаете о Христе, Чей Он Сын?..» (Мф.22.42)
Святой апостол соединяет великий авторитет Псалтири и слова самого Господа в те годы, когда свидетели Его земной жизни пребывают в среде как уверовавших, так и ожесточенных представителей народа.
Великий Павел говорит, что уже не пророк, но Сам Бог ведет новый народ в Горний Иерусалим, апостол простирает свою мысль до свидетельства о служении ангелов нашему спасению как служебных духов. И вот, после запечатления потрясающей картины промысла Божия о человеке, Павел жестко переходит ко второй части читаемых сегодня слов.
Сначала апостол предупреждает, затем усиливает грозные предупреждения, ссылается на страшные кары отступникам Ветхого Завета и далее, не останавливаясь на этом, ясно говорит о возможных карах большей тяжести для народа нового - христиан.
И вот перед нами другая картина, действительное присутствие в жизни мира Божией любви, попечение Бога к творению, и такое же действительное наличие на земле тяжких страданий, с возможностью мук в вечности.
Нет ли здесь противоречия? И как найти золотую середину между двумя полюсами - восприятием Бога как карающего Владыки, мало похожего на Отца (несмотря на постоянное употребление «Отче наш..»), с одной стороны, и самоуверенными надеждами на покрытие своего нерадения непостижимой любовью Создателя с другой стороны?
Великий духовный ум XIX века епископ Михаил (Грибановский) писал, что любовь Божия не исключает Его права требовать, чтобы мы безусловно покорились Его воле под опасением, в противном случае, великих и тяжких страданий. «Говорят о любви, о премудрости Божией, но не о власти Его. Но любовь и премудрость не только не исключают власти но именно и проявляются в ней». При высоком духовном сознании христиан, добровольно покоряющихся воле Творца, Его законам, владыка, тем не менее, советует помнить, что это все же законы и законы непреложные, что это воля и воля непреодолимая. «Святые отцы Церкви почитали величайшим грехом односторонне легкомысленную надежду исключительно только на всепокрывающую любовь Божию без благоговейного страха пред святым правосудием Бога».
Для нас, ныне живущих, слова владыки понятны, могут мобилизовать на более ответственное прохождение жизненного пути, но как тяготят многих мысли об участи ушедших сродников, земная жизнь которых не стала жизнью во Христе.
Что здесь сказать, мы призваны к молитве об усопших, молитвы эти угодны Богу, и вот в стремлении облегчить или даже изменить их участь мы должны прислушаться к словам митрополита Антония Сурожского, который говорит: «…Наши молитвы имеют цель не убедить Бога в чем- то, а принести свидетельство, что человек, ушедший от нас, жил не бесплодно. Всякий, кто каким-либо образом был источником любви, имеет право на защиту перед судом Божиим… Но на оставшихся лежит долг принести это свидетельство».
Желание же гадать о судьбах всех живших на земле поколений, их ответ перед Богом, учитывая даже частные богословские мнения великих Отцов Церкви по этому вопросу, оставим как бесплодное для нас, более того, это может являться опасным свойством натуры, которое Достоевский определил как «стремление преступать черты и заглядывать в бездны».
Достаточно вспомнить, что безвинно страдавший Иов на свои вопрошания не получил от Бога ответа. Господь предложил ему свои вопросы и запредельно страдавший святой муж признал правду Божию: «…я от всего отрекаюсь, раскаиваюсь в прахе и пепле». Иов возвеличен, а его мудро - говорю это без иронии, по-земному мудро - мыслящие друзья услышали осуждение, покрытое лишь ходатайством праведного страдальца.
Оставим же Божие Богу, не сочтем себя милосерднее Его. Сосредоточим усилия на своем кресте, чтобы, как говорит нам сегодня Апостол, не отпасть.
Любовь Творца, весь путь Домостроительства нашего спасения вплоть до крестной смерти Сына Божия и неизбежные для каждого приходящего в мир страдания, наверное, говорят о потрясающей степени доверия Бога к творению Своих рук. Господь ожидает ответственного с нашей стороны понимания происходящего, в сочетании со смиренным принятием тяжкого и не ясного сейчас. Устремляясь в находящийся за пределами времен град Божий, мы должны помнить, что путь к нему - вся крестная страстная история человечества, на пути этом у каждого свой личный крест. Выбор таков: либо стремление ко Христу как центру жизни со всеми вытекающими искушениями, или «охранение» нашего «я», сбережение своей души и потеря награды на небесах. Будем помнить, что среди героев веры не много мудрецов, все больше подвижники, которые прославились стойкостью и смертью за веру во Христа. Жития святых изобилуют свидетельствами о муках и пытках, которые мужественно приняли верные служители распятого Бога.
Сложность нашего пути и в том, что в своем падшем состоянии мы ясно не видим лежащей перед нами дороги, нам кажется, что мы следуем своему пути, но, наверное, это далеко не всегда так. Но Богу угодно само стремление угодить Ему. Храня стремление к Спасителю во всяком деле, не отступая, а падения врачуя покаянием, будем верить, что Господь проведет нас верным путем, даже если мы и не понимаем сейчас всех поворотов этого пути. Будем хранить веру и тогда, когда покажется, что мы пропали и оставлены, твердо уповая на то, что «Живый в помощи Вышняго в крове Бога Небесного водворится».
диакон Сергий Синенко
клирик Троицкого храма, г. Электроугли