Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

Интервью с настоятелем Сергиевского храма с.Новосергиево священником Павлом Цоголовым об особенностях окормления глухих и слабослышащих людей.

01.04.17

Священник Павел Цоголов с 2008 года духовно окормляет людей, состоящих в сообществе глухих г.Электросталь, также он проводит встречи и беседы с воспитанниками электростальской школы-интерната для глухих и слабослышащих.

Расскажите, как Вы оказались в обществе глухих в Электростали и стали духовным наставником клуба?

Впервые с темой окормления глухих мы соприкоснулись в Электростали, когда я служил клириком храма Вознесения Господня. В храм пришла Ирина Старикова (воспитатель школы-интерната для глухих г.Электросталь) и попросила провести беседу, встречу для людей из общества глухих в г.Электросталь. Это был 2008 год. Встреча состоялась в клубе, беседа была на свободную тему, о молитве, посте, о духовной жизни в целом. Ирина выступила в качестве моего переводчика, так как языка жестов на тот момент я не знал. Я думал, что на этом все и закончится, но спустя неделю в храм пришли глухие и попросили меня еще раз прийти к ним в клуб и провести точно такую же беседу, как в прошлый раз. И мне пришлось повторять все то, что я рассказывал неделей ранее. Меня поразило, что в их глазах я увидел такой восторг, как будто они открыли для себя что-то невероятное. Это сравнимо с детским впечатлением – неслышащие, будучи взрослыми, радовались, как дети.

Сейчас Вы регулярно посещаете школу-интернат для глухих и слабослышащих детей в Электростали, проводите встречи-беседы с воспитанниками. Как Вы пришли в интернат? Как складывалось Ваше общение с глухими детьми? С какими трудностями столкнулись?

Я встречался с глухими в электростальском клубе, и потом меня пригласили в школу-интернат, чтобы провести встречу с детьми. Был такой случай. Как-то я пришел в интернат, не зная, о чем буду говорить. И я решил раздать детям листочки, чтобы каждый написал свой вопрос. Преподаватели считали, что из этого ничего не выйдет, говорили, что дети не станут ничего писать, они очень замкнутые. Но я все же решил попробовать, раздал листочки, и дети написали вопросы. Они оказались очень глубокими, я и воспитатели были тронуты до глубины души. Дети при помощи этих вопросов открыли нам то, что их волнует. Например, был такой вопрос «Батюшка, я заканчиваю школу, а как мне выти замуж, как найти хорошего жениха, если вокруг все мальчики курят, употребляют алкоголь и говорят плохие слова?». Или: «Батюшка, я глухая, а как мне молиться Богу, чтобы стать слышащей? Я хочу слышать музыку, звуки окружающего мира». «Мои папа с мамой пьют, как мне молиться Богу за моих родителей, чтобы они не пили?». Некоторые вопросы меня заставили задуматься, я бы даже сказал, что я был в некотором смятении, очень сложно ответить на такие вопросы. Как глухому ребенку сказать, чтобы он не огорчался тому, что он не слышащий? Порой приходилось очень трудно.

Некоторое время мы общались при участии переводчика, показывали презентации, я привозил с собой картинки, чтобы было легче что-то объяснить, дарили подарки на церковные праздники, но общение наше было несколько опосредованным из-за сложностей перевода. Представьте, прихожу я к детям в школу-интернат или ко взрослым в клуб, начинаю беседу, а аудитория смотрит не на меня, а на переводчика, потому что он показывает жесты. Мне как автору речи хочется иметь визуальный контакт, чтобы я видел их глаза, чтобы установилась между нами невербальная связь, чтобы я мог видеть, что моей аудитории интересно, что они слушают. А получается так, что они не могут на меня смотреть, так как ничего не поймут, им необходимо следить за жестами переводчика. Таким образом долгое время осложнялось качество духовного окормления глухих людей. И я тогда решил поехать учиться на курсы в центр изучения русского жестового языка в Москве. Там как мог, я освоил базовый, бытовой уровень жестовой речи.

Как Вас принимают дети в интернате? Как они относятся к проведению бесед со священником? Им это интересно?

Дети очень рады, когда я прихожу. Всегда машут рукой, приветливые. Дети привыкают к тебе, ты входишь в их доверие. Потом они начинают тебя ждать. Необходима обратная связь, это важно. Не просто прийти и прочитать лекцию, а помочь им в выражении их мыслей, вовлечь в мыслительный процесс, помочь открыться, вызвать интерес к теме встречи. Последний раз я был в интернате на Сретение, у нас была встреча со старшеклассниками. Беседа была, конечно, о празднике, а также о том, кто есть настоящий мужчина, и что такое настоящая женщина, в чем заключается любовь. Ребята слушали внимательно, с интересом, задавали вопросы. Ребят также очень интересовало, как я стал священником, как пришел к Богу и что нужно сделать для того, чтобы помогать в алтаре. По милости Божией, кажется, мне удалось заслужить их доверие. Может быть и не всегда вполне получается донести какую-то информацию, раскрыть какую-то тему, они может и не поймут на сто процентов то, что я хочу им сказать, но самое главное, чтобы было доверие, чтобы они могли открыться. В этом направлении стоит работать.

В чем особенность неслышащих людей? Нужен ли к ним какой-то особый подход?

Глухие приходят в храм, службу они не слышат, батюшка произносит проповедь, они и ее не слышат. А когда я им рассказываю на наших встречах в клубе о том, как надо молиться, у них вызывает это сильное удивление, будто от них это было сокрыто. Тогда я задался вопросом: почему же они не читают книги? Ведь сейчас много печатной продукции, много информации в интернете о той же самой молитве. И я спросил у них об этом, на что они ответили, что могут читать, но особенности психики, особенности восприятия глухого человека таковы, что он легче воспринимает жесты, текст он может прочитать и понять, но он не рождает у него ассоциации. Вот мы, например, слышим слово «апельсин» и сразу представляем, что он круглый, оранжевый и так далее. А глухой человек прочитает это слово, и скорость и качество восприятия будут совершенно другими. Но если показать такому человеку жест, тогда ему сразу же все станет понятно. Для нас это кажется странным. Можно сказать, что жесты являются для них родным языком. Письменная речь для них как для нас иностранный язык. Глухие являются довольно замкнутым сообществом. А люди говорящие, слышащие, это люди вне их сообщества. То есть условно они разделяют людей на «свой-чужой». Если владеешь языком жестов, то ты свой, ты наш. Если ты ничего не понимаешь, то ты посторонний человек.

Не только я приезжаю в общество глухих, но и они приезжают к нам в храм, в деревню, имеют возможность исповедоваться, причаститься. Если говорить об исповеди глухого человека, то она может быть построена так, что глухие пишут свои грехи на листочек, и любой слышащий священник, не обладающий опытом общения с глухими, может прочитать эти грехи. Если глухому необходимо что-то сказать, но ты не знаешь жестов, нужно стараться просто воспользоваться артикуляцией, лицевым аппаратом, губами, говорить очень эмоционально, артикулируя, чтобы глухой мог прочитать по губам.

Среди глухих есть очень талантливые люди. В Электростали, например, есть глухой художник Михаил Горюнов. Его работа даже была подарена святейшему Патриарху. Это была картина с изображением преподобного Сергия Радонежского.

Важно знать, что глухие не считают себя немыми. Для нас глухонемой - это человек, который не слышит и не общается при помощи звучащей речи. Для них же глухой - это человек, который не слышит или слабо слышит, а немой – человек, который не может вообще ничего сказать, то есть ограничен в общении. Для глухого человека их жестовый язык является полноценной лингвистической формой, только не вербальной, не голосовой, не речевой, а жестовой. Жестовая речь для глухого является полноценным языком, со своими правилами, законами, построением, грамматикой. Глухие считают себя именно глухими, но никак не немыми. Я раньше тоже употреблял термин «глухонемой». Но для глухих это обидно.

В декабре 2016 года в Электростали была проведена первая в истории Богородского благочиния служба с сурдопереводом. Вы выступили в качестве переводчика для глухих. Для Вас как для сурдопереводчика это также был первый опыт. Скажите, в чем заключается особенность Богослужения для глухих? Такая служба отличается чем-то от обычной, кроме присутствия сурдопереводчика?

Да, в прошлом году 3 декабря мы отслужили первую литургию с сурдопереводом. Это, можно сказать, историческое событие в Богородском благочинии. Мы пригласили глухих изЭлектростали, Ногинска, Павловского-Посада и в храме Иоанно Кронштадского, который является приписным к приходу Вознесения Господня в г.Электросталь, состоялось богослужение для глухих. Служил настоятель храма протоиерей Сергий Поддубный с духовенством храма. Я не служил, я переводил службу на язык жестов.

Что касается богослужения на жестовом языке, это качественно иной уровень. Это требуетнеимоверных усилий. Одно дело выучить эти специфические богослужебные жесты, но дело в том, что и глухие могут не знать этих жестов. Вот, например, покажешь слово «благодать», а глухому человеку сложно будет понять, что такое «благодать», жеста такого он не видел, понятия такого он не знает. Поэтому сначала нужно самому выучивать такие специальные богослужебные жесты, а потом еще беседовать с глухими о том, что такое благодать, смирение, благочестие и так далее.

Оценивая свою работу, я понимаю, что мой перевод был не достаточно качественный, я понимаю, что есть к чему стремиться, есть необходимость совершенствоваться. Но тем не менее эта практика показала, что глухие были чрезвычайно счастливы, и они уверяли, что им было все понятно. Перед нами стояла задача, чтобы глухие все поняли: что читают, что поют, что батюшка говорит. И эта задача была выполнена. Мы старались служить неспешно. Мы переводили прошения, ектении, зачало из Священного Писания, пение хора. Первый практический опыт мы получили, будем и дальше работать в этом направлении.

Сейчас мы с глухими встречаемся в гимназии при храме Андрея Рублева, проводим беседы, глухие очень рады этому. Приятно, что глухие - очень отзывчивые люди. Я благодарен настоятелю храма отцу Сергию, что он приветствует нашу деятельность, всегда с одобрением предоставляет помещение для встреч.

Помимо посещения интерната и клуба ведете ли Вы какую-то еще деятельность по взаимодействию с глухими?

С глухими детьми и со взрослыми мы ездили в театр мимики и жеста в Москве. В этом театре театральные действа сопровождаются жестами, все диалоги героев построены на жестах. Также с воспитанниками школы-интерната для глухих мы периодически устраиваем разные поездки. С детьми были в Сергиев Посаде, с педагогами интерната ездили к мощам блаженной Матроны Московской в Покровский монастырь в Москве.

Есть ли у Вас какие-то планы на будущее по взаимодействию с глухими людьми?

В планах на будущее - дальше больше осваивать жестовый язык, чтобы в конечном итоге владеть им в совершенстве. Я понимаю, что у меня есть некоторые затруднения, я не дошел еще до уровня автоматизма, присутствует внутреннее напряжение, волнение, неуверенность. Но тем не менее глухие очень рады, когда видят, что ты учишься жестам. Они щедро подсказывают. Это очень отзывчивые и восприимчивые люди.