Проповедь священника Вячеслава Фролова
НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ
Вот и начались в Церкви дни приготовления к Великому посту. Великий пост – время особое. Время остановиться нам на путях своих. Время задуматься нам. Время вглядеться нам в самих себя.
Почему человеку так трудно найти на земле счастье? Почему ничто из достижимого в этом мире не даёт его? А если и даёт, как кажется, то совсем ненадолго. Как сильно мучают нас постоянные наши земные спутники: противоречивость желаний, уныние и страх! Где найти душам нашим успокоение, радость и счастье? Найти не на краткий миг, а навсегда. Если мы христиане, то в поисках ответов на эти вековечные вопросы мы будем обращаться к Евангелию, ибо человеческого ума, сколь бы возвышен и силён он не был, так и не хватило для ответа на них.
В одно из воскресений перед началом Великого поста в Церкви читается притча Господа о блудном сыне. Эта евангельская притча о бесконечном милосердии Божием. Образы её, предстающие пред нами, вечны. Найдём ли что-либо более выразительное и трогательное для изображения любви Небесного Отца, спешащего простить своё заблудшее дитя? Где увидим более яркий пример смирения кающегося человека и радости прощения? Какое сильное и глубокое впечатление производила эта притча на людей! Сколько исцелено заблудших душ! Скольких спасла от тоски и отчаяния, и привела во «объятия Отча»!
Вглядимся в эти образы. Вот «старший сын». Он олицетворяет в себе человека созерцающего собственную праведность. Он занят всецело самим собой. Он думает только о награде, которую заслужили его целомудрие и верность. Он не любит своего брата. Не понимает ни прощения, ни раскаяния. Горько ропщет и жалуется, когда видит своего заблудшего брата прощённым. Этот праздник должен быть устроен для него. Это он заслужил любовь отца и его награду. Все, что отец отдает другому, ему кажется просто воровством у него самого. Для распутного закалывают упитанного тельца, а для него жалеют даже козлёнка!
Всеми этими тонко обрисованными в своей правдивости чертами Господь навсегда заклеймил те самолюбивые, завистливые и отталкивающие характеры, для которых вера без любви к ближнему является лишь личиной, маской. А их показные благочестие и добродетель - элементарным расчетом.
Посмотрим теперь на «заблудшего сына». Грешники всех времён могут увидеть в нём свою собственную историю. Они могут видеть в ней всю глубину своих заблуждений, всю безысходность своего положения. Все они на этой земле, в мире своих неудовлетворённых страстей, влекущих их, порабощающих их, восклицают полные тоски и отчаяния: «Я умираю с голода!».
Но, слава Богу, есть выход из этого мрачного туннеля бессмысленной, направленной на удовлетворение бурлящих страстей жизни. И вот сын вспоминает об отце. Он ободряется. Да, он предал своего отца. Он попрал его любовь. Но он знает, что его отец бесконечно добр. И, когда смерть от голода и отчаяния уже стала очевидным итогом его жизни, светлый луч покаяния и надежды спасает его. «Я вернусь к своему отцу!», - вот та спасительная мысль, удержавшая его на самом краю смертельной пропасти.
Всякий искренно обратившийся к Господу взывал к нему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. Прими меня в число наемников твоих» (Лк.15:18-19). И такая молитва, исходящая из самой сердцевины души человеческой, никогда не останется без ответа! Прощённая, успокоенная и умиротворённая она слышит внутри себя тихий глас: «Сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся» (Лк.15:24).
Когда-то поэт и мыслитель Фёдор Тютчев, мучаясь неразрешимостью тех самых «вековечных вопросов» воскликнул:
«О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,-
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!».
Эти терзания души – её мучение, но и, вместе с тем, признак её жизни. Ведь болит то, что живёт. Что умерло, страданий уже не чувствует. Мы, как и заблудший сын из этой евангельской притчи, хотим жить. Жить радостно и вечно. Так где же искать нам спасения? Где искать нам жизни? Вот, Евангелие говорит нам - в объятиях Отчих! У ног Спасителя! Давайте же примем эту простую и самую главную христианскую мысль.
Аминь.
клирик Вознесенского храма, г. Электростали
священник Вячеслав Фролов