Проповедь настоятеля храма Богоявления с. Бисерово протоиерея Сергия Дворецкого на день воспоминания святых апостолов Варфоломея и Тита
Место святых апостолов Варфоломея и Тита среди учеников Господа Иисуса Христа.
Сегодня, 7 сентября день воспоминания святых апостолов Варфоломея и Тита.
По Вознесении Господа Иисуса Христа, о распространении учения Христова необходимо было позаботиться ученикам Спасителя - богодухновенным апостолам, по Его заповеди : «…идите, научите все народы…» (Мф. 28:19).
Апостол Варфоломей или Нафанаил, один из 12-ти был свидетелем проповеди Господа Иисуса Христа, его чудес смерти и Вокресения. Родом из Каны Галилейской, был призван Спасителем через Филиппа. Усомнившись в мессианском достоинстве Христа, Нафанаил произнес слова, ставшие летучей фразой: «… из Назарета может ли быть что доброе?...»( Ин. 1:46), но увидев Господа, услышав его божественные слова, сразу уверовал, что Иисус – обетованный в Ветхом Завете Мессия, и уже не покидал его, став одним из 12-ти верным учеником и последователем. Местом его апостольских трудов, сначала вместе с Филиппом, были Лидия, Фригия в Малой Азии. После смерти Филиппа, распятого на кресте, апостол Варфоломей прошел с проповедью Индию, Армению, где исцелял больных, изгонял нечистых духов и обратил многих к вере Христовой. С благовестием Царства Божия дошел до берегов Каспийского моря, где был распят на кресте вниз головой, но не переставал с креста учить народ и прославлять Господа. Смерть св. Апостола последовала 11 июня. Его святые мощи верующие положили в оловянный ковчег. От святых мощей многие получали исцеление. В Х веке, спасая от завоевателей святые мощи апостола Варфоломея христианами были доставлены в г. Венеид в Италии, затем перенесены в Рим. Этот день 7 сентября празднует Святая Церковь как праздник перенесения святых мощей апостола Варфоломея. Апостол Тит, уроженец о.Крит, был из языческой семьи, воспитан в языческой вере, но проводил добродетельную жизнь и тем был угоден Богу истинному, за что удостоен был чудесного видения: голос с неба призвал его «познать учение, изложенное в еврейских книгах». Читая пророка Исаию, его поразили слова: «ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя, не бойся, ибо Я укреплю тебя и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис. 41:9-10). Тит уверовал в истинного Бога. Услышав о воплотившемся Иисусе Христе, прибыл в Иерусалим и узрел Господа Иисуса Христа, был очевидцем Его чудесных проповедей, Его смерти и Воскресения. После Пятидесятницы принял крещение от апостола Павла, и с тех пор стал его любимым учеником и сподвижником. Апостол Павел называет его то сыном, то братом, доверяет ему различные поручения (Гал.2:1-3; 2 Кор. 2:13; 8:16;12:18). Посетив о.Крит, в новооснованной им церкви, поставляет Тита епископом. Апостол Тит прибыл в Рим, когда туда был доставлен под стражей апостол Павел и пробыл с ним до самой его кончины. Затем вернулся на о. Крит исполнять своё апостольское служение до своей смерти.
Проповедь на Священное Писание сегодняшнего дня.
( Тит. 1:1-4; 2:15; 3:12-13,15; Мф. 5:14-19)
Апостол Павел, основывая новые церкви, не оставлял их, а продолжал заботиться о них. В своем послании к Титу святой апостол дает указания, как управлять церковью и кого поставлять в ней в пресвитеры (Тит. 1:5-9), а главное, называет качества, какими должны обладать они: непорочны, т.е. обладать высокой нравственностью, иметь одну жену и воспитывать детей, чтобы они были верующими (Тит. 1:6), отвращаться пьянства, не гневаться, не быть корыстолюбцем (Тит. 1:7), любить добро, быть целомудренным и справедливым(Тит. 1:8), держаться истинного учения Христа и наставлять в нем пасомых(Тит. 1:9).
Наивно думать, что эти качества свойственны лишь пастырям. Истинный православный должен строить свою жизнь в рамках этих наставлений апостольских: любить семью, Церковь, вести целомудренную жизнь. Далее апостол дает поучения и для островитян, зная их пристрастия к языческим манерам: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые» (Тит. 1:12).
В нашей жизни мы легко можем встретить таких же «православных». Стоит зайти в магазин и попросить продать без очереди что-нибудь, проехать в переполненном автобусе, позвать на послушание и помощь в церковных затруднительных нуждах – и вы увидите их. Таких святой апостол научает: «обличать их строго, дабы они были здравы в вере» (Тит. 1:13). Цель таких обличений - исправление «духовным кнутом». Здесь необходим предел строгости, дабы не впасть в осуждение и гнев, а «то, что сообразно с здравым учением» (Тит. 2:1), чтобы вели жизнь согласную с верой: дабы «старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении» (Тит. 2:2). Человек в Церкви может быть скромным, целомудренным, благочестивым, но не быть таковым в обычной жизни. Апостол увещевает: «чтобы старицы одевались прилично святым, не были клеветницы, не приобщались к пьянству» (Тит. 2:3), а были в повседневной жизни примером и молодых учили добру.
Жизнь христиан должна соизмеряться везде и во всем с жизнью святых, особенно с жизнью Господа нашего Иисуса Христа, прославлять Его, благодарить, чтобы через святую жизнь, согласную с учением Христовым, быть примером для всех. Поэтому Господь наш, говоря своим ученикам «…вы - соль земли»(Мф. 5:13), определял, какое важное значение они должны иметь для окружающих. Соль предохраняет все вещества от порчи и служит для улучшения вкуса пищи. А если соль потеряет свои качества, она ни к чему не будет пригодна. И приговор для этой соли Господь определяет безжалостно: «Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон…»(Мф. 5:13).
Мы – все верующие во Христа должны Его слова воспринимать, как сказанные для нас, и соизмерять свою жизнь Его заповедям, по крайней мере стремиться к этому всеми силами.
«Вы – свет мира… Так да светит свет ваш пред людьми…»(Мф. 5:14,16)
Слова Господа Иисуса Христа Своим ученикам всеми верующими должны восприниматься и в свой адрес. Несомненно то, что эти слова направлены пастырям, которые должны быть всем примером и путеводителями для своих пасомых, «чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).
Аминь.
протоиерей Сергий Дворецкий
настоятель Богоявленского храма с. Бисерово
------------------------------------
Литература:
1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Изд. «Российское Библейское Общество., Москва 2008 г.
2.Архиепископ Аверкиев. Четвероевангелие. Апостол. Изд. Православного Свято -Тихоновского Богословского института., Москва.2004 г.
3. Апостолы Христовы. Изд.С.-Петербург.2008 г.