Проповедь настоятеля Казанского храма с. Иванисово протоиерея Владимира Жаринова на "Медовый Спас"
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Слово о Кресте для погибающих
юродство есть, а для нас спасаемых – Сила Божия»
(1Кор.1,18)
Так сказал нам ныне ап. Павел со страниц прочитанного за Божественной Литургией апостольского чтения.
Каким же это погибающим слово о Кресте есть юродство? Неужели они есть между нами? Вероятно это говорит апостол не о нас, а о язычниках, которые точно почитали безумием воздавать почтение Кресту, как орудию позорной казни. И так это о них говорится? Мы все почитаем Крест, как должно и слово о Кресте есть для нас Сила Божия, и мы есть эти спасаемые, о которых говорит апостол после погибающих. Ни для кого слово о Кресте не служит юродством. Пусть совесть каждого отвечает на эти вопросы, но одно верно, что и между нами бывают христиане по имени, а по делам язычники. Но как вера без добрых дел мертва, так одно имя христианина еще не есть показатель того, что мы относимся к спасаемым.
Поэтому предложу вам краткое слово о том, когда Крест бывает для нас спасительною силою Божиею и как мы должны усердно чтить его. Крест бывает для нас спасительною силою Божиею тогда, когда мы смотрим на него не иначе как с живою верою в Бога и с чувством искренней любви к Богу. Великое дело! Крест сделался неразлучен с Именем Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Который взошел на Крест, взяв на Себя грехи всего мира. Поэтому, братья и сестры, где бы мы не увидели Крест, представим тотчас, что на нем висит Сын Божий, Пригвожденный за нас, и без Распятого Господа никогда не будем представлять Креста, потому что Крест почтен только по Распятому на нем.
Вместе с представлением Распятого Господа на Кресте, представим также ужаснейшие страдания, какие должен был терпеть Распинаемый, кровь, текущую из пробитых гвоздями рук и ног, и кровь с водою истекшую из прободенного копием ребра Господа, и то, как эта Кровь преподается всем нам вместе с Телом, преломляемым во оставление грехов.
И язычники любящих их любят (Лк.6,32). Неужели мы не будем любить так любящего нас Господа, Который положил за нас и душу Свою. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15,13). Но если кто любит Меня, - говорит Распятый за нас Господь, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14,23).
Братья и сестры! О если бы мы вполне знали, как бесценна для нас крестная смерть Господа! Но мы не постигаем этого так, как должно постигать. Только отчасти верно может понять это тот, кто за преступление осужден на смерть и ведется на смертную казнь, которая сейчас ему угрожает и неминуемо должна совершиться. Пусть за этого человека в то самое время, как его ведут на казнь, дает выкуп посторонний человек и говорит служителям казни, пустите этого преступника на волю, вместо его головы я даю свою голову. Как велика была бы радость и признательность этого человека к такому избавителю! Точно так поступил с нами Сын Божий пред Отцом Небесным. Мы все были преступники, повинные вечной казни. Дорога для всех нас и эта временная жизнь, и никому не хочется умирать. А как дорога вечная жизнь! Мы не знаем ее, как нужно знать, а потому и не ценим ее, как следует. Но Искупитель наш знает, как тяжела вечная смерть и как драгоценна вечная жизнь. От этой-то вечной смерти Он и искупил нас Крестом Своим и смертию Своею, чтобы даровать нам вечную жизнь. Какая любовь, какая милость!
Поэтому, братья и сестры, Крест будем все усердно чтить, лобызая его с верою и любовию в церкви и дома. И где бы то ни было, правильно и с благоговением изображая на себе его знамение. Есть люди, которые по невнимательности, не хорошо, не правильно, изображают на себе Крест, и думают, что это ничего, но это, говорит один наш отечественный праведник большой грех. Это неблагодарность за благодеяния Божии, невнимательность к предмету стоящему всякого внимания. Как! За нас потерпел Сын Божий крестные страдания и смерть, пролил за нас Кровь, а мы не хотим хорошо изобразить на себе это спасительное знамение.
Братья и сестры! Остережемся невнимательности и неблагодарности. Но всем сердцем возлюбим Возлюбившего нас Господа. Он наша Жизнь, Он наш Путь, Он наша Истина. В Кресте почтим Распятого на нем Господа: ведь на нем Любовь наша распялась, а эта Любовь – Воплощенный Сын Божий. Аминь.
протоиерей Владимир Жаринов
настоятель Казанского храма с. Иванисово