Встреча с Александром Егорцевым
9 февраля в Богоявленском соборе Ногинска в рамках программы «Организация пресс-службы Богородского благочиния» состоялась очередная встреча с профессионалом.
На этот раз в наш город приехал известный телевизионный журналист Александр Егорцев.
Биографическая справка:
Родился в Москве в 1974 году. Окончил филфак МГУ им. Ломоносова, кафедра религиоведения аспирантуры философского факультета. Служил алтарником в университетском храме святой Татианы при МГУ.
С 1995 года - заместитель главного редактора Студенческой православной газеты «Татьянин День» МГУ, руководитель Информ-центра «Сектор».
С 1998 года – корреспондент программы «Новости столицы» телеканала «Столица».
С декабря 1998 года по февраль 2004 года - специальный корреспондент программы «Русский дом», 3 канал.
С февраля 2004 года - корреспондент программы «Русский взгляд», 3 канал.
До недавнего времени – специальный корреспондент программы «Главная тема» на 3 канале. (1 декабря минувшего года программа была закрыта, а канал ликвидирован)
Специализация: журналистские расследования.
Темы: секты и религиозный экстремизм, наркобизнес, коррупция и этнический криминалитет, конфликты вокруг православных храмов, беспризорность и проституция, религиозная экспансия и межнациональные конфликты, терроризм, православные храмы (история и современность, судьбы людей).
Награды: орден Сергия Радонежского III ст. - за противодействие религиозному экстремизму. Медаль «За ратную доблесть» - за серию репортажей из Чечни. Диплом I степени и серебряная медаль «за журналистское мужество» на X Международном фестивале православных теле- и радиопрограмм «Радонеж» за фильм-расследование «Религиозные секты: свобода от совести».
Представляем вниманию читателей краткое изложение выступления Александра Егорцева на тему: «Особенности православного телевидения и православной миссии в средствах массовой информации»:
- Самое страшное в православной журналистике – это скука. Скучность, неинтересность, формальность и официоз – это то, что отвращает от нас людей.
Раньше, до конца 90-х годов, все православные СМИ выглядели как официозные листки, где перечислялись деяния архиерея, настоятеля, благочинного, епархиального секретаря и т.д. Все это, конечно, было замечательно, но эти листки было интересно читать только, архиерею, благочинному, настоятелю, епархиальному секретарю и нескольким прихожанам, которые случайно попали в кадр. Коэффициент полезного действия в плане православной миссии по распространению христианства для нашего языческого окружения, которое, к сожалению, преобладает в современной России, от этих средств массовой информации был практически равен нулю. В двухтысячных ситуация стала меняться, еще при Святейшем Патриархе Алексии. Многие священники, да и сам Патриарх, стали понимать, что этот официоз никому не нужен. Наша задача - донести свет Христов до больших масс людей, а не только до наших прихожан, которых не надо обращать в православие, они и так живут в Церкви. В лучшую сторону стал меняться и язык православной прессы. К сожалению, сейчас мы опять возвращаемся к прошлым образцам и наступаем на те же грабли. Многие церковные СМИ рассказывают себе о самих же себе, в общем, варятся в собственном соку.
Если не менять наше отношение к интересности подачи материала, то можно зарубить православную миссию на телевидении. Каждую тему надо «вынашивать и рожать», чтобы не получить на выходе дежурный и стандартный материал, везде находить свою «изюминку». Нужно искать интересное в окружающей жизни, в данном случае, мы говорим о церковной среде, что будет интересно для светских людей и, возможно, именно через эти сюжеты привлечет в Церковь. Православная журналистика должна быть нескучной, но в то же время, всегда надо помнить евангельские слова о том, что за каждое праздное слово мы будем держать ответ.
Что касается современного православного телевидения - все обстоит очень грустно и горестно. Почему так происходит - не знаю. Православие признано в России государствообразующей религией, но при этом православных передач на современном центральном телевидении категорически мало. Если они и есть, то расположены в самое неудачное время. А «благодаря» многочисленным провокационным выходкам, которые с упоением смакуются на светских телеканалах, православная миссия в средствах массовой информации, вообще, претерпевает большие трудности.
Сейчас пришел век политических провокаций, и очень трудно разобраться, кто за чем стоит, кто, что организовал и с какой целью. И очень важно, нам, православным, не терять голову, не терять самообладание, христианское здравомыслие, не поддаваться на первые эмоции.
Ни для кого не секрет, что журналистика – профессия двоякая. Есть журналисты и фотокорреспонденты, работающие в сфере гламура, гоняющиеся за пикантными подробностями; есть, работающие по принципу – кто больше заплатит, тот и прав. Другое дело – журналистика серьезная. Мне довелось работать с замечательными людьми, которых нельзя назвать продажными и беспринципными: Юлия Шамаль, Наталья Метлина, Евгений Баранов и Владимир Соловьев (не тот, который ведет передачу «К барьеру», а другой, который работал в годы войны в Югославии) – это люди православные и глубоко верующие. Руководство телеканалов не заставляют этих журналистов работать над скользкими темами.
Сам я неоднократно бывал в горячих точках, собирал материалы о великих людях, недавно работали над передачей, посвященной юбилею Иоанна Крестьянкина. После такой журналистики в памяти остаются потрясающие воспоминания о тех людях, тех событиях, тех праведниках, зная о которых, есть смысл жить и творить, не терять надежды, не впадать в уныние. Все то гнусное, что массировано сваливается на нас со всех сторон, перекрывается памятью об удивительных людях, их вере, их жизненном оптимизме.
На православных журналистах лежит большая ответственность – донести и, главное, правильно донести и сохранить православное христианство. Для этого надо не только создавать православные СМИ, но и иметь своих православных единомышленников в разных сферах общественной жизни, будь то бизнес, полиция, прокуратура, светское телевидение и т.д. И тогда в нужный час икс при возникновении критической ситуации, эти люди смогут тихонечко или твердо и точно сказать свое слово в защиту Веры и Православия.
текст: Дина Мажан
фото: Иван Хроменков