Окно в другой мир
Многие протестанты и сектанты упрекают православных за то, что те почитают иконы, что якобы противоречит словам Спасителя: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф 4:10). Как же обстоит дело в действительности? В языческом мире было принято изображать богов, при этом языческий идол представлял из себя аватар божества. Если в древнегреческом храме стояла статуя Артемиды – считалось, что в храме пребывала сама Артемида. В первые века христианства, особенно среди простого народа, также бытовало такое представление об иконах. Отчасти поэтому начался период иконоборчества, когда многие священники, отчаявшись привить правильное понимание иконопочитания, устраняли иконы вообще. Но с течением времени здравый смысл восторжествовал, и основной принцип почитания священных изображений вошел в жизнь каждого христианина. «Почитание образа восходит к первообразу», - так сказал святитель Василий Великий. Исцеляет не чудотворная икона, но Господь действует через нее. Образу человек не поклоняется, но почитает его.
Эти и многие другие вещи узнали ученики Детской школы искусств при Богоявленском соборе Ногинска в ходе поездки в Троице-Сергиеву Лавру. Они, вместе с родителями и преподавателем церковного искусства священником Артемием Колягиным 28 декабря побывали на тематической экскурсии «Иконы и храмы Лавры: умозрение в красках и камне». Такой формат был выбран не случайно. Дело в том, что многие из ребят уже неоднократно бывали в монастыре, посещали местные музеи, ходили на обзорные экскурсии. Хотелось чего-то необычного. Изучаемый в школе искусств предмет предопределил выбор. От обычной экскурсия отличается и продолжительностью – около двух часов, и содержанием. Житие преподобного Сергия и история монастыря были рассказаны еще в автобусе по пути из Ногинска. Поэтому высококвалифицированный экскурсовод и практикующая вышивальщица Юлия Авдеева не отвлекалась на всем известные факты и рассказывала про иконы, начиная с азов, с самых базовых понятий.
Троице-Сергиева Лавра уникальна, в частности, тем, что ней представлены все архитектурные и иконографические стили, существовавшие в России. Поэтому экскурсоводу не приходится объяснять «на пальцах», все можно увидеть своими глазами. Была возможность сравнить иконы Андрея Рублева с барочными иконами 17-го века. Последние написаны мастерами, совмещавшими западное искусство и традиционную русскую иконографию. Живописные иконы 19-го века имеют, как выяснилось, вообще иную концепцию. Они очень красивы, но они изображают наш, человеческий мир. Традиционная же икона показывает мир горний, небесный. На ней изображается не просто святой, но обоженный человек. Икона – это окно в другой, неведомый мир.