Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

Из истории Казанского храма

10.08.15

В Казанском храме в воскресенье всегда многолюдно.  Вот после Божественной литургии молодые мамы и папы идут в крестильню. Радостные родственники и друзья ждут их на улице рядом с храмом. А вот к храмовым воротам подъехал небольшой автобус с печальными людьми в траурной одежде. Сейчас будет отпевание.   Картина жизни человеческой – крещение, венчание, отпевание. А между ними литургии, молебны… И в радости, и в горе человек в храм идет.

Многие приезжают в Казанскую церковь даже из ближнего Подмосковья,  и этому есть свое объяснение. В советское время – шестидесятые, семидесятые годы – действующих храмов немного было, а тех, что располагались вблизи железнодорожных путей, и того меньше.

Настоятель Казанского храма протоиерей Владимир Жаринов рассказал о тех временах: «Храмы действующие были в Макарово, в Воскресенском, но добираться туда было не просто. Автобусы ходили редко. И проезд недешев. Рядом со станцией церковь в Никольском, да наша - Казанская. Но в советское время в субботу и воскресенье электрички в Никольском не останавливались. Такой «график» был властями придуман. Вот к нам и ехали».

Требы завершились. Электрический свет в храме потушили – лишь лампадки горят. «На Пасху после Крестного хода, - продолжает рассказ настоятель, - возвращались прихожане в храм, а света не было, вот как сейчас. Его специально в селе отключали, чтобы граждане не задерживались на церковной службе и не страдали «религиозным мракобесием». Однако,  несмотря на эти ухищрения власть предержащих,  прихожан в Казанской всегда было много. В выходные и праздничные дни служили по четыре священника – исповедовали, причащали, требы исполняли.

В то время, когда настоятелем был отец Леонид Смирнов, при храме жили монахини. Так бывало, конечно, не только при Казанском храме. Монастырь женский в советское время на территории СССР был только один – почти «заграницей», в Эстонии - Пюхтицкий Успенский женский монастырь. Однако, тайные сестричества существовали. Монахини при Казанском храме  были уроженками Иванисово и близлежащих населенных пунктов. Постриг совершал в Калужской области схиархимандрит Амвросий Балабановский (Иванов). Он основал тайный женский монастырь в миру и совершил, как уж потом стало известно, более 800 постригов. Имел на это благословение двух Патриархов – Московского и Иерусалимского. В отношении мирской работы тайные монахини руководствовались правилом, что работа, даже осознанная как послушание, приемлема только тогда, когда она способствует духовному росту, а не мешает ему. Они старались работать при храме. Носили обычные платки. Черных платков и тем более монашеских одежд не носили, так как это привлекло бы излишнее внимание властей и соглядатаев. О монашеском постриге  знали только самые близкие люди. Это были молитвенницы, хранительницы веры. Они же и храм обихаживали, выполняя различные послушания. Называли их все светскими именами  - Анна Ивановна, Марья Петровна... Монахини строго соблюдали устав, постились по монастырскому правилу. О монашестве их прихожане узнавали только на отпевании. Здесь жили схимонахини Евпраксия, Савватия, Елена, монахиня Павла. Игуменией была схимонахиня Серафима.

Могилы иванисовских схимонахинь и монахинь находятся рядом с храмом. За ними ухаживают нынешние прихожане. Сейчас много детей и подростков алтарниками служат. А в советское время это можно было делать только с 18 лет. Заходить в алтарь детям было запрещено. Исключение составляли дети священников как дети «несознательного элемента», к которым относился и я, - говорит отец Владимир. - Батюшки не имели права носить на улице и в общественных местах подрясник и рясу. Поэтому, отправляясь на требы – в Электросталь, в Ногинск – причащать и соборовать больных на дому, «подпоясывали» свое облачение, а сверху надевали пальто или обычный плащ даже в жару».

Сегодня узнать о православии, о событиях, происходящих в приходах, монастырях, в епархиях и Патриархии не сложно. Есть газеты, есть сайты. Есть телепрограммы. Но так не всегда было.

«Что происходит в Патриархии, в епархиях  - кого рукоположили, кто преставился - узнать было не просто, вернее не быстро. Был Журнал Московской Патриархии, но выходил он в советское время не часто, а до нас доходил спустя два-три месяца после издания. Зато был у нас один прихожанин, который по субботам ездил на службу в «главный» тогда московский храм – Елоховский Богоявленский собор. Он и сообщал все новости прихожанам и клиру, как живая газета». 

Внимание прихожан Казанского храма привлекают красивые аналои с иконописной росписью. Первоначально был один старинный аналой  - другие уже современной работы. Когда началась реставрация старинного аналоя, под изображениями евангелистов Матфея и Луки проступило изображение  евангелиста Марка – более старое. Верхний слой осторожно сняли и перенесли на новый холст, а изображение евангелиста Марка также отреставрировали. Не менее интересно, что, когда вынимали холст с евангелистом Марком,   под ним оказался еще один – как бы «запасной» с другим изображением  святых Марка и Луки. Так получилось из одного аналоя три, и все их сегодня можно видеть в Казанском храме.