Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

О Вере

06.07.15

Настоятель храма Вознесения Господня г.Электросталь протоиерей Сергий Поддубный является также директором православной гимназии имени Андрея Рублева и православного детского сада имени Симеона Богоприимца в Электростали. Немалая роль в воцерковлении детей, посещающих православные образовательные учреждения,  принадлежит  священникам, которые эти заведения духовно окормляют и проводят занятия по  вероучительным дисциплинам, учителям и воспитателям. Но происходит приобщение к вере все же в семье. Когда-то это был абсолютно естественный процесс, однако, годы безверия внесли свои коррективы в традицию. И сегодня многие родители хотят приобщить детей к вере, но верующие ли они сами? Об этом беседуем с отцом Сергием.

- Как происходит воцерковление детей в семье?

- Ребенок только тогда впитывает добрые традиции, в том числе и христианские, когда они являются частью общего семейного уклада. Когда и мама,  и папа – все вместе в этом участвуют. Вера ребенка и вера взрослого различаются. Ребенок не может веровать, как взрослый человек. Он воспринимает хождение в храм, молитву именно как семейную традицию. Он еще не может глубоко проникнуть в суть веры. В детском возрасте он многие вещи просто копирует, но рано или поздно он будет выбирать веру уже сознательно. Однако, если ребенок жил этой традицией, если это постоянно было естественной потребностью, нормой жизни – тогда выбор ребенка, когда придет время делать его, будет легче. Поэтому, если мы хотим, чтобы наш ребенок был приобщен к Богу – сами родители должны к Богу приобщаться. Ходить в храм вместе. Дома вместе помолиться, вместе почитать Евангелие, жития святых, разговаривать с ребенком на эти темы. Вместе совершать добрые благочестивые поступки.

- Сейчас можно заметить такую тенденцию – родители приводят детей в воскресные школы, в храм, но сами как бы стараются в этом не участвовать, объясняя, что они заняты. Как это влияет на детскую веру?

- Сегодня мы замечаем «потребительское» отношение к вере, к церкви, к Богу у взрослых людей. В чем это выражается? К сожалению, довольно часто к Богу идут, к Богу обращаются, когда что-то нужно. Идут причащать ребенка,  не задумываясь над значением Причастия – просто чтобы не болел, чтобы ничего плохого не случилось, - то есть рассматривают его как некое профилактическое средство от различных хворей  и невзгод. Между тем, Причастие  - это личный контакт человека с Богом,  когда человек соединяется с Господом – мистически, духовно.

Когда нет православных семейных традиций – происходят печальные вещи. Я сам был свидетелем такой семейной истории. Ребенка водили в храм, причащали. А в конце концов  ребенок заявил: «А зачем мне это нужно? Не хочу!». Родители сами в храм ходили редко, редко причащались, в общем-то, ничего не делали, чтобы приблизиться к Богу, то есть к вере относились формально. Вера должна быть искренней, вера должна быть постоянной, должна быть потребностью. Потребительство же опасно тем, что человек верит в Бога, но только тогда, когда у него есть потребность, когда ему от Бога что-то нужно. Хочет в институт поступить – свечку поставил. Хочет приобрести что-то – опять свечку поставил. Это не плохо, это тоже вера. Но вера не должна быть только такой. Это как если бы ребенок с родителями общался на таком уровне – только тогда когда, что-то нужно. Подошел – денег попросил на кино, на мороженое, еще на что-то.  Без полноценного общения, без радостных и грустных моментов, которые случаются во всякой семье. Если бы ребенок вспоминал про родителей только тогда, когда ему нужны деньги.  Потребительская вера напоминает именно это. Бог — наш Небесный Отец. Но получается, что мы к Нему обращаемся только, когда есть какая-то потребность.

- Где же начинается вера, когда?

- По-настоящему человек начинает веровать в Бога, когда он Бога встречает, а путь к этой встрече лежит через покаяние, через внутреннее преображение. Чтобы это покаяние случилось, человек должен ощутить неправду своей жизни, в том числе своих греховных поступков. Это порой происходит через горе, через слезы. Человек живет – все у него хорошо, и каяться как будто не в чем. Он своих греховных поступков не замечает, а замечает только, если что-то тягостное для него происходит. Первая заповедь – «Возлюби Господа своего, всей крепостью своей, всей душой своей…». Эту заповедь, к сожалению,  мало кто исполняет. А Господь говорит: «Кто любит Меня – тот Мои заповеди исполняет». Если человек тянется к Богу – он будет стараться стать лучше, не завидовать, не осуждать, уважать другого человека. Не всегда может получаться, но должно быть стремление. А когда человек пребывает в самодовольстве, в обманчивой самодостаточности – он пребывает в гордыне. Вроде бы верующий, а копни поглубже – там настоящая гордыня. Вот и получается, что взрослые пребывают в гордыне, а детей пытаются приобщить к вере. Так вот, воспитание надо начинать с себя. Дети искренни, и  их трудно обмануть.  Они ощущают, где искренняя вера, а где показная. Если взрослые идут в храм только попросить о чем-то – так же будут поступать и дети Если же ребенок видит искреннее стремление к покаянию, к молитве, к соблюдению постов у родителей – он тоже будет к этому стремиться.