Мастерская «Умелые руки»

Понедельник

Среда

с 14.00 до 18.00

Суббота

с 12.00 до 16.00

Иконописная мастерская

Понедельник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

с 14.40 до 16.00

 

Часы занятий для взрослой группы:

Понедельник с 17:30 до 19:30 рисунок

 

Среда с 17:30 до 19:30 живопись.

Творческая мастерская «Умелые руки»

Виды рукоделия

1. Флористикаразновидность декоративно-прикладного искусства и дизайна, которое воплощается в создании флористических работ (букетов, композиций, панно, коллажей) из разнообразных природных материалов (цветовлистьев, трав, ягод, плодов, орехов и т. д.), которые могут быть живыми, сухими или консервированными.

2. Работа с кожей Работа с кожей – вторая жизнь. Не спешите выбрасывать старые вещи из кожи. Используя кожу вышедших из моды вещей, вы можете смастерить немало изящных и полезных изделий, приятно удивив своих близких. Кожа – прекрасный материал для поделок, она пластична, послушна и достаточно прочна. Увлекательная работа с кожей по силам не только взрослым, но и детям.. Для небольших поделок на кожевенных фабриках или в мастерских по пошиву одежды и обуви вы можете купить отходы производства.

 3. Икеба́на  традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере. В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.

4. Прядение нити -  Долгими зимними вечерами крестьянские девушки пряли на ручных прялках свой лён, для чего устраивались специальные посиделки, или беседы, а ближе к весне начинали ткать полоина и узорные ткани, имевшие разное название. Из них женщины шили цветные сарафаны, юбки, понёвы, рубахи с узорной отделкой, передники, распашную одежду - шушпан, платки. Прекрасным дополнением к костюму, как к женскому, так и к мужскому, служил узорный пояс, затканный геометрическим орнаментом, а то и буквами, из которых складывались инициалы и надписи, вроде: «кого люблю, того дарю». Такой пояс обычно невеста дарила своему жениху.  

 5. Папье́-маше́ — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Несмотря на французское название, изделий папье-маше не было во Франции до середины XVII века. Родина папье-маше — Китай, где была изобретена бумага. Китайцы использовали папье-маше для шлемов и других вещей, которым придавали жесткость с помощью многих слоев лака. Такие предметы были обнаружены при раскопках, относящихся к династии Хань (202 до н. э. — 220 н. э.). Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях из папье-маше изготавливают даже мебель и светильники, которые не так-то просто отличить от «настоящих»

6. Плетение из газет -  Плетение из газетных трубочек. Плетение из трубочек - занимательный и захватывающий вид рукоделия, который стал очень популярным в последнее время. При плетении из газетных трубочек можно использовать самые различные схемы – из листов газеты свёрнутых трубочкой делаются кашпо под цветы, коробочки, корзинки и даже под обувь полочки. Самый распространённый метод плетения корзинок из газетных трубочек очень похож на плетение корзин из лозы. Для начала нужно приготовить материал для работы, для этого подойдут старые газеты, размер листа должен соответствовать половине странички. Для того чтобы получилась корзинка, газетных трубочек нужно приготовить очень много. После чего нужно несколько трубочек соединить между собой, для этого берётся несколько капелек клея и капается в одну трубочку, а вторая трубочка, на сантиметра 3 вставляется в трубочку с клеем. Лучше всего плетение из газетных трубочек  начинать с нечётного количества трубочек. В результате получается круг, у которого расходятся лучи. Потом в заготовку вставляется тяжёлая форма, «лучики» трубочек требуется поднять к верху и их можно оплетать. Для оформления края, необходимо газетные трубочки по очереди загибать во внутрь. Крючок можно использовать для того чтобы замаскировать кончики. Уже оконченное изделие покрывается акриловым лаком, после чего в три слоя наносится цветной лак. Изготовление корзины.1.Разрезать газету на горизонтальные полоски шириной приблизительно 7-8 см (по всей длине, с разворотом) 2.Накрутить на вязальную спицу бумажную полосу, начав с уголка, и скручивая трубочку чуть наискосок, прикладывая спицу к бумажной полосе практически под прямым углом. Один конец трубочки получается более широким, чем другой. Вынуть спицу . 3.Начать плетение с обычной сетки, пропуская одну трубочку. 4.Когда будет готова сетка 5 Х 5, начать круговое движение, по мере закачивания трубочки надставляя ее другой. Просто вставить более тонкий конец трубочки в более толстый, продвигая внутрь на 1,5-2 см, и продолжая плести. 5.Определить размер дна будущей корзинки, приложив желаемую форму, которая будет использоваться как шаблон. Сплетенное донышко должно совпадать по размеру с донышком шаблона (например банка). 6.Установить шаблон и поднять трубочки-основы, равномерно распределяя их по шаблону, стараясь поставить их так, чтобы расстояние между основами было одинаковым. 7.Оплести боковые стороны по шаблону, двигаясь по кругу. 8.Когда глубина будущей корзинки достаточна, убрать лишние концы трубок, заводя трубочки-основы внутрь, под вертикальное плетение. 9.Готовую корзинку покрыть сверху одним слоем клея ПВА для укрепления формы, просушить. 10.Покрыть краской (можно гуашью), после просушки нанести лак.

7. Пасхальное яйцо -   Пасхальное яйцо. Пасхальные яйца являются атрибутом одного из главных религиозных праздников христиан — дня поминовения чудесного Воскресения распятого на кресте Иисуса Христа. Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета. Обычай красить яйца именно в красный цвет закрепился в Западной Европе лишь в XIII веке. В Восточной Европе яйца чаще красили в жёлтый (золотой) цвет. Традиционная технология изготовления крашенки довольно простая, по сравнению с писанкой. Она не нуждается использования воска, специальных красок, или кисточки. Для получения пасхальных яиц используют круто сваренное в шелухе лука яйцо, которое после этого приобретает желто-коричневый цвет различной интенсивности. Иногда к ним привязывают листочки петрушки, которые оставляют на скорлупе светлые отпечатки. Чаще всего пасхальные яйца красят в красный цвет, символ любви и вечной жизни. 

8. Мягкая игрушка  - детская игрушка из искусственного меха, ткани и набивного материала. Раньше для набивки использовали солому, опилки, стружку, вату, волокна хлопка и т. п. Теперь используются современные материалы: синтепон, синтетические гранулы и т. п.

9. МакрамеТехника этого узелкового плетения известна ещё с древности, еще с первого завязывания узлов на каменном топоре и первой циновке. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII—IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции. Развитию макраме очень помог парусный флот. Издавна моряки плели сети, сращивали с помощью узлов тросы, оплетали различные конструкции, украшали плетёными покрышками рулевые колёса. Известно около четырёх тысяч морских узлов. Комбинации узлов очень часто бывали необыкновенно сложными. Многие морские узлы благодаря своей красоте и оригинальности перешли в художественное ремесло — макраме. Получаемые узоры отличаются не только красотой, но и прочностью. Недаром один из основных узлов макраме — двойной плоский — в древности называли Геркулесовым узлом.

10. Художественное ткачество - Интересный и своеобразный вид народного прикладного искусства – ручное ткачество, уходящее своими корнями в глубокое прошлое. В археологических раскопках курганов на территории средней России находят остатки  тканей местной работы, в том числе узорных, относящихся ещё к домонгольскому периоду. По своим узорам и технике исполнения они очень близки узорным народным тканям XiXв. Из исторических документов известно, что в XVI – XVII в.в. в Москве существовало несколько ткацких слобод , где жили ткачи, работавшие специально «на царский обиход», для пополнеия «государственной белой казны»(так называли запасы льняной пряжи высшего качества, среди них были и узорные ткани – различного рода убрусы (головные уборы), ширинки (небольшие салфетки), скатерти и т. Д. Особенно славились узорные ткани работы ткачей Кадашевской ткацкой слободы в Москве, среди прочих тканей там делали и так называемые посольские скатерти, украшенные, помимо ткачества, ещё и вышивкой и предназначенные для торжественных приёмов во дворце. Были в Москве и другие ткацкие слободы, одна из них так и называлась – Хамовники (хамовниками называли ткачей). Существовал и в г. Ногинске Хамовнический переулок, он находится недалеко от Храма Вознесения Господня  В Глухово крупным фабрикантом были  Морозовы. Они  построили крупный текстильный центр: фабрики, заводы, узкоколейка для перевозки сырья между фабриками и до Дальнего болота, на торфяные разработки.  Леса Дальнего болота вырубали для строительства и здесь же сажали новые леса. С болот торфяные брикеты возили на  фабрики а торфяную крошку возили на подсобные хозяйства, в качестве удобрения земельных участков. У Морозова было огромное подсобное хозяйство. Всё хозяйство Морозовское было механизировано. Морозов обращал внимание на топки котельных фабрик, так как все фабрики получали механическую энергию для движения технологического оборудования от паровых машин. Если из дымовых труб котельных шёл слабый дымок, что говорило о хорошем сгорании топлива, кочегара поощряли и давали в награду 50 копеек или 1 рубль. Но если Морозов видел, что из дымовых труб котельных идёт густой дым, то с бранью набрасывался на кочегаров, а при повторном замечании грозился уволить. В религиозный праздник, Петров день, который совпадал с днём рождения сына Петра Арсеньевича, Морозов разрешал с семьями бывать в его саду – ныне Глуховский парк. В этот день из разноцветных огней фейерверка появлялось имя сына Морозова. В парке он устраивал народное гуляние: устанавливал горки, карусели, летний кинотеатр. До революции в субботу и воскресенье, в престольные праздники парк открывался для всеобщего посещения, играл духовой оркестр. Парк представлял из себя небольшой дендрарий с обилием разной древесной и кустарниковой растительности, часть которой привозилась из - за рубежа. К парку примыкал хорошо оборудованный стадион с велотреком, водной и лодочной станцией. У входа на стадион возле центральных ворот – небольшой фонтан. В 1900г. в стране были четыре города с высокоразвитым велоспортом: Москва, С – Петербург, Тула, Богородск. На стадионе в Глуховком парке устраивались соревнования по велоспорту,  футболу, конькобежному спорту,  победителям вручали: медали и серебряные и золотые часы. Вечерами после соревнований, устраивались вечера танцев и демонстрации кинематографа. Зимой устраивались массовые катания на льду, гуляние было иллюминировано. В Глухове устраивали эллюминации по праздникам на проходных фабрик  до 1980г., этот праздник огней проходил по праздникам майским.   Возле Морозовского парка были оранжереи, в которых выращивали даже зимой цветы, клубнику, ананасы и вишню. Все улицы Глуховки и сад Морозовский были засажены редкими растениями, за которыми ухаживали садовники, они занимались обрезкой и подсадкой растений. Специалисты по приглашению приезжали в Глухово из: Англии, Германии, Голландии. Для специалистов и рабочих Морозов строил благоустроенные дома, с электричеством, отоплением, водопроводом. В канторе у Морозова даже был телефон и телеграф. Морозовы построил Ново-ткацкую фабрику в 1908г.,  ставшую одной из лучших в мире и по архитектурному проекту, и по оснащённости. Фабрика представляла собой широкое одноэтажное здание с бетонными перекрытиями. Всё пространство потолка было изрезано световыми фонарями различной формы. Яркое верхнее освещение существенно улучшило условия работы. На крыше между фонарными покрытиями, вся территория была засыпана грунтом и засеяна травой – это был огромный газон, находившийся на приличной от земли высоте. В здании была применена новая система вентиляции, приближенная к современной системе кондиционирования. Впервые на русских фабриках здесь появились светлые удобные гардеробные с индивидуальными шкафчиками для верхней одежды. Качество строительства было таким, что первый ремонт на предприятии осуществили только в1967 г. На этой фабрике снимался известный фильм «Светлый путь» с Любовь Орловой в главной роли – передовой ткачихи.

 11. Ткачество на картоне -  гобелен. На своих уроках я обучаю, как сделать классический, объемный, мини-гобелен. А также рассказываю, как сделать станок из картона для ткачества.

Гобелен – дело необычайно привлекательное. Для многих это возможность реализовать свои способности. Гобелены очень хорошо смотрятся на стенах в доме. Всегда были популярны ковры гобеленового плетения. К сожалению, купить готовый ткацкий станок – проблема, а приготовленные картонки выручат нас в этой ситуации. Выполнить гобелен – работа трудоемкая, но результат работы превосходит порой все мыслимые ожидания. Изготовить гобелен без станка – в наших силах. Научиться ткать несложно, терпение, а главное большое желание, рано или поздно дадут свои положительные результаты. Для одних, детей возможно, это станет будущей профессией, для других — хобби.

12. Валяние мокрое -  Мокрое валяние является традиционным способом изготовления войлока. Процесс войлоковаляния в домашних условиях очень прост. В отличие от многих других видов рукоделия, валяние не является точным, предсказуемым процессом. Большая часть работы основывается на “ощущениях”, нежели на каких-либо предписанных правилах. Многие мастера по войлоку изобретают собственные методы валяния, и адаптируют под себя уже известные техники. Для того чтобы валять войлок мокрым способом, никаких специальных приспособлений не требуется.

Секрет мокрого валяния заключается в использование водно-мыльного раствора, благодаря которому трение между волокнами уменьшается, что способствует их взаимодействию и смешиванию между собой.

13. Валяние сухое -   один из популярных видов рукоделия. Технику сухого валяния используют для создания объемных вещей: мягких игрушек, украшений, сувениров. Она очень проста и поэтому идеально подходит для людей, которые только начинают пробовать свои силы в рукоделии.  

14. Копание -  (плетение иглой) В Скандинавии в эпоху викингов практиковалась техника - вязание (хотя некоторые считают, что это плетение)  иглой. Более трудоёмкий вид создания полотна деревянной или костяной иглой, которое в отличие от трикотажного, связанного крючком или спицами, невозможно распустить, потянув за кончик нити. Эта техника сохранялась на Русском Севере до начала XX века под исконным названием — «копанье». Археологические находки фрагментов вещей, выполненных в этой технике из Англии (Коппергейт), Финляндии (Кокомаки), Германии (Маммен), Норвегии (Осло),  в России (Новгород) датируются X—XI веками. Способов "вязания" иглой насчитывается около тридцати. При раскопках найдены лишь небольшие вещи, выполненные в этой технике (рукавицы, носки, головные повязки). Учёные объясняют это обстоятельство тем, что вязание иглой — процесс довольно медленный, большие изделия выглядят не так красиво, как тканые, а рабочая нить бралась довольно короткая, и приходилось делать много соединений, что уменьшало прочность полотна.  В наше время возродилось копанье (плетение иглой). На этот раз иглой служит обработанная зубная щетка с отверстием в конце. Вместо пряжи - полоса от старой одежды.. В США метод назвали Toothbrush rugs, буквально "коврик зубной щеткой".

15. Скрапбукинг -  вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов. Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа. Основная идея скрапбукинга — сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений.

 16. Декупаж -   техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычного вырезанного) к предмету, и, далее, покрытии полученного лаком ради эффектности, сохранности и долговечности . Истоки декупажа восходят к Средневековью. Как вид искусства он первый раз упоминается в конце XV века в Германии, где вырезанные картинки стали использоваться для украшения мебели. Пик увлечения этой техникой наступил в XVII веке в Венеции, когда в моду вошла мебель, украшенная инкрустациями в китайском или японском стиле. Венецианские мастера искусно вырезали изображения, наклеивали их на поверхность мебели и покрывали для защиты несколькими слоями лака.

17. Кукла -  это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт. Все девочки любят играть в куклы. Куклы любили их бабушки и прабабушки всех сословий. С ней играли в царских дворцах и крестьянских избах. Наиболее распространенной игрушкой в России еще в первые десятилетия ХХ века была тряпичная кукла. В игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы. Тряпичных кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. С большим старанием куклу «рядили», зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве ее хозяйки. В кукол играли девочки и мальчики вместе. Они проигрывали почти все деревенские праздничные обряды. Дети относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими русские песни. В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно, что по-разному делали и тряпичных кукол. 

18. Печворг (лоскутная техника) - «Patch» переводится с английского как «заплата» или «лоскут». Соответственно, пэчворк – это шитье из лоскутов. Многие сталкивались с пэчворком еще в детстве, не имея представления о том, как данная техника называется. Помните, как ваша бабушка аккуратно пришивала лоскутки к основе с целью получения веселенького коврика или симпатичного половичка? Вот это и есть вариант пэчворка. В данной технике можно выполнять прихватки, панно, подушки, салфетки, скатерти, покрывала и не только это.

19. Батик -   С древних времён известна русская роспись тканей на Руси, под названием «батик». Разогретый воск или тонко растёртую отмученную специальную глину или смесь гречневой муки с квасцами наносили на ткань кистью или другими приспособлениями. Резерв впитывался в ткань и застывал водонепроницаемой плёнкой, тем самым защищая её от окрашивания в соответствии с нанесённым рисунком. В результате применения разнообразных резервов на окрашенном фоне появлялся рисунок. Ткань с нанесённым на неё резервом – «вапой» - погружали в чан с краской. Которая окрашивала всю незащищённую резервом поверхность. После окраски вапу  удаляли. Существовал в старину ещё один интереснейший способ декорировании ткани, носящий название «бандана». Отдельные  участки ткани туго перевязывались, и ткань окрашивалась погружением в краску какого – либо светлого тона. Затем после просушивания узлы или часть их развязывались, перевязывались другие участки ткани, уже окрашенные и ткань снова  погружалась в краску, на этот раз уже в более тёмную. Когда же по окончании окрашивания развязывались все узлы, на ткани обнаруживался двух – цветным  (в зависимости от количества погружений) звёздчатый или зигзагообразный рисунок.   Позднее, примерно с XII в., начала появляться так называемая «набойка». Набойка выполнялась при помощи разных досок – «манер». Такая доска смачивалась краской или вапой, накладывалась на ткань, разложенную на столе с мягкой подстилкой, и пристукивалась – «набивалась» деревянным молотком для лучшей припечатки рисунка. «Набивка» рисунка на ткань первоначально производилась вручную красными или оранжевыми красками по белому или окрашенному фону. Первые русские набойки шли на украшение церковной одежды.  Искусство росписи ткани продолжает развиваться, в наши дни известно несколько видов росписи ткани: холодный батик; горячий батик –простой батик, сложный батик, работа от пятна,; свободная роспись – с применением солевого раствора, красками с загусткой из резервирующего состава, красками с загусткой, масляными красками. Овладение всеми перечисленными способами художественной росписи тканей, достижение известного  мастерства в этом искусстве позволит учащимся создать интересные произведения. Работа эта даст возможность проникнуть в сферу прекрасного, конечно, при условии, если занятия будут сопровождаться посещением музеев, выставок декоративно – прикладного искусства.

20. Цветы из ткани - Цветы можно сделать из остатков бумаги, шелковых тканей, бархата, кожи. Декоративные цветы можно изготовить для украшения шляпки, платья, сумочки, пальто, украшения интерьера. Как вы успели уже заметить, что по всем видам рукоделий необходимы затраты. Для изготовления цветов необходимы следующие инструменты: ножницы с острыми кончиками; пинцет (щипчики) для гофрировки и сборки цветка ( острый пинцет может заменить шило); кусачки для разрезания и загибания проволоки; бульки для выдавливания лепестков ( их должно быть в наборе 15 штук, размерами от 3 до 15 мм); пендель (дырокол, шило) для прокалывания отверстий; крючок для завивки лепестков, диаметром 2-3 мм; ножички (резцы) для гофрировки лепестков и прокладки жилок на листьях ( они могут быть в одну или несколько бороздок на лезвии). Необходимо также иметь : подушечку из пористой листовой мягкой резины толщиной 3-4 см., обтянутую материей, или сшитый мешочек из ткани размерами 10X10 см. туго набитый речным песком; кусочек тонкой резины для полосования лепестков и листьев; кисти акварельные для окрашивания лепестков; пяльцы – декоративная рама размером 70X100 см. для натягивания ткани и просушки её после накрахмаливая. Также потребуются клей, вата, бумага, краски, проволока различных толщины эластичная (отожжённая), манная крупа, пшено, гуашь, бронзовый порошок, нитки, крахмал, желатин. Вот такие материалы вам потребуются для изготовления цветов, на это надо будет потратить не малую сумму денег. 

21.Лоскутная  техника -  лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика (также пэчворк, от англ. patchwork — «одеяло, покрывало, изделие из разноцветных лоскутов») — вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий.

22. Вышивка - Вышивка – один из самых древних видов русского декоративного искусства. Русские женщины издавна были искусными вышивальщицами.  Они умело превращали ткани. Простые и дорогие в подлинные произведения искусства. Схоронившиеся до наших дней драгоценные золотошвейные вышивки Древней Руси покоряют красотой мотивов и безупречной техникой исполнения узоров. В курганах IX – Xii вв. археологи часто находят фрагменты древней одежды, украшенные сверкающим золотым узором.В Xviii – XX вв. вышивкой занимались повсюду: в семьях купцов, чиновников, ремесленников, в мастерских частных владельцев Москвы и Петербурга и конечно же, в крестьянских избах. Вышивка была одним из основных занятий девушек. С пятилетнего возраста начинали обучать девочку женскому ремеслу прясть, ткать, вышивать, плести кружева. К 13 – 15 годам она должна была своими руками приготовить приданное к свадьбе, куда входило большое количество рубах, передников, сарафанов, полотенец, подзоров.  

 23.Витраж -  произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. С давних пор витраж использовался в храмах. В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент.

 24. Тесто соленое -  Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, но и многих взрослых. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки, мышц пальцев, ловкость рук, воспитывает аккуратность и терпение. В лепке необходимо развивать такие движения рук, которые позволяли бы детям преобразовывать комок теста, получать из него разнообразные формы, создавать изображения. Дети постепенно овладевают общипыванием маленьких комочков теста от большого, скатыванием прямым движением (палочки, цилиндры и т.п.), кругообразными движениями (шарики, ягодки, мячи и т.д.). Они учатся сплющивать комочки, вдавливать, оттягивать мелкие части и детали изображения. Их обучают разнообразным приемам лепки пальцами, использованию стеки, учат лепке по частям и из целого куска. Благодаря этому дети получают возможность передавать более тонкие особенности формы предметов (выпуклости, углубления). Овладение техникой лепки способствует развитию движений руки, позволяет детям передать в этом виде изобразительной деятельности разнообразные предметы действительности. Тесто - материал мягкий, удивительно пластичный, податливый, дышащий, нежный, не пачкает рук. Любое прикосновение пальцев оставляет на нем след, своеобразный узор. При правильном замесе - не крошится, не трескается, долго сохраняется, но в то же время - хрупкий при небрежном обращении. Можно вылепить из теста маленькую фигурку, но ее обязательно придется высушить в духовном шкафу или печке, как пирожок, до румяности. А если выполнить рельеф, то он в обжоге не нуждается. На плоской основе выкладывается тоненький слой теста и сплошь покрывается узором, словно кружевом. Достаточно комнатной температуры, чтобы тестяная масса подсохла и постепенно закаменела. В народе издавна отметили пластические свойства теста и лепили из него самое разные фигуры. Это "жаворонки" - булочки в виде птиц, с которыми встречали весну, баранки, "козюли", которыми одаривали своих друзей к Новому году и Рождеству. Жизнь наших предков переплеталась обычаями, укладом которых было почитание отцов и дедов, связь с природой и труд. Эти добрые времена утверждали и оставляли после себя добрые традиции. Много праздников чтил наш народ, а где праздник, там подарки и угощения, вкусные и нарядные пряники. Пряники медовые - гостинцы добрые, они и глаз развеселят и рот потешат. Весну примечали масленицей. Неделю блинками баловались, круглыми, румяными, горячими, как солнышко. Птицы потянулись в наши края, пора опять тесто месить, жаворонков выпекать. В России уважали хлеб. Он всему голова, будет хлеб, будет и песня. Существовал такой обычай в народе - лепить хлебные фигуры на забаву себе и детям. Для этой цели замешивалось тесто на воде, муке и соли. Вылепленные игрушки высушивались и становились твердыми, как камешки. 

25. Вязание спицами - В некоторых районах Архангельской области распространено узорное вязание, к нему относятся чулки и рукавицы. Здесь сложились типы геометрического орнамента, имеющие общие корни  с мотивами  узорного ткачества. И как говорят мастерицы, нет ни одного такого узора, который нельзя было бы вывязать на спицах. Семеричные узоры, которые вывязывались в старину на чулках и рукавицах, та часть узора, которая выбиралась на полотенцах до половины. Из поколения в поколения передавались не только приёмы вязания, но и характерные для каждой местности узоры и цветовая гамма. Они служили своего рода «паспортом» по ним определяли из какой местности человек.   

 26.Вязание крючком -   Рукоделие является одним из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Подбор ниток и фасона, создание самого изделия – занятие увлекательное. Оно способствует не только привитию, совершенствованию, но и развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса, приучает к аккуратности, усидчивости в работе, прививает навык общественно полезного труда.  Крючок удобен и прост в работе: порой не успеешь начать вязание, смотришь, уже вещь готова. Также крючок способен так затейливо запутать нитки, что его узоры становятся похожими на русские коклюшечные кружева, гипюр или даже вышивку.   В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении различных вязаных изделий, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных работ.  Приобщение подрастающего поколения  к рукодельным работам, в частности к вязанию крючком – значимая частица трудового обучения и воспитания детей, т.к. основные умения и навыки, получаемые на занятиях, пригодятся учащимся в их дальнейшей жизни.

 27.Бисероплетение -  Миниатюрные бусинки, вспыхивающие разноцветными огоньками, соединённые вместе. Создают радостный мир, волшебный и таинственный, как сказка. Бисер -  это мир, в котором сплетаются самые разнообразные грани человеческого дарования стеклодува, умение вышивальщика, фантазия художника. Корни искусства стеклоделания уходят в глубь веков. Вот уже 4 тысячи лет человечество знакомо со стеклом. Первыми и сразу полюбившимися украшениями из него стали бусы. В древнем Египте производство стеклянных бус находилось на достаточно высоком уровне. По мере совершенствования техники стеклоделания появилась  возможность делать бусинки всё мельче и мельче, и постепенно они превратились в бисер. Из Египта стекольное производство распространяется на Кавказ и в Риме, проникает в Византию, центральную и северную Европу.  Первым русским мастером был Ломоносов.  Бисерному рукоделию в наше время преданы лишь энтузиасты. Некоторые люди считают, что только самоцветы или алмазы являются настоящим материалом для создания произведении искусства. Но это не так. Ведь из самых простейших природных материалов – глины, дерева – настоящие художники создают подлинные произведения искусства, получающие высокую оценку на международных выставках, а  коллекционеры и музеи оспаривают право пополнить ими свои коллекции. Фантазируйте, передавайте в бисере своё мироощущение, и пусть каждая вещь, согретая вашими руками, будет произведением искусства.